МЕДИАТИЗАЦИЯ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОНЦЕПТ: ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ, ФОРМИРОВАНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
DOI: 10.23951/2312-7899-2021-2-9-27
Концепт «медиатизация» фиксирует принципиальные изменения в обществе, произошедшие благодаря развитию современных медиа. Этот концепт активно и широко используется в современных исследованиях; однако концептуализация процессов медиатизации происходит в разных направлениях и различна в разных странах. Между тем уточнение содержания данного концепта и исследовательских допущений, связанных с его употреблением, является важной и самостоятельной задачей. В статье анализируются появление и исходные идеи данного концепта: идея особой медиалогики, как она понималась Д. Элтейдом, идея форматирования, опирающаяся на концепцию медиума как ключа к сообщению последователей М. Маклюэна. Выявлены и представлены проблемные моменты этой концептуализации, связанные, с одной стороны, с тем, что сложные формы анализируются как простые, что приводит к неверным аналогиям; с другой – с пониманием медиума вне необходимых для его функционирования материальных и организационных условий. В то же время показывается, что ряд критических аргументов в адрес данных концепций, связанных, например, с игнорированием этического измерения и осознанности сообщения в модели Маклюэна, неправомерны. Представлены основные взгляды на датировку процессов медиатизации. Выделяются ключевые посылки введения концепта «медиатизация», связанные с разделением собственно действительности и конструктов этой действительности, а также отсутствием единой логики формирования различных медиатизированных социальных миров. Показывается направление дальнейшей эволюции исследований, использующих данный концепт, – оно связано с идеями различных медиалогик, а не единой медиалогики и представлено тремя основными подходами: стратегией понимания медиа как института, под действием которого трансформируется логика других игроков; стратегией анализа «медиатизированных социальных миров», базирующейся на идеях семиотики, постструктуралистских подходах к анализу дискурса, а также различных интерпретациях социальных миров; «технологической» стратегией, демонстрирующей связь «грамматики медиа» и трансформации мыслительных привычек.
Ключевые слова: медиа, медиатизация, медиалогика, медиаформат, медиатизированный социальный мир
Библиография:
Андрианова, Ракитов 1991 – Андрианова Т. В., Ракитов А. И. Современные тенденции информатизации и медиатизации общества: научно-аналитический обзор. Москва: ИНИОН, 1991.
Анохина 2015 – Анохина В. В. Медиатизация как фактор трансформации социальных пространств и метаморфозы культурных традиций // Философия и социальные науки. Минск, 2015. № 3. С. 13−18.
Артамонова 2010 – Артамонова Ю. Д. Основные версии происхождения историзма // Эпистемология & философия науки. 2010. № 3. С. 169–185.
Бодрийяр 2017 – Бодрийяр Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было / Пер. с фр. А. Качалова. Москва: Рипол-классик, 2016.
Болтански 2019 – Болтански Л. Тайны и заговоры: По следам расследований / Пер. с фр. А. Захаревич. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019.
Вартанова 2019 – Вартанова Е. Л. Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / Под ред. Е. Л. Вартановой. Москва: Фак. журн. МГУ, Изд-во Моск. ун-та, 2019.
Гуреева 2016 – Гуреева А. Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2016. № 6. C. 192−208.
Гуреева 2017 – Гуреева А.Н. Междисциплинарность теоретических концепций в российских и зарубежных исследованиях процесса медиатизации // Медиаскоп. 2017. Вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/2388 (дата обращения: 19.07.2020).
Дебре 2010 – Дебре Р. Введение в медиологию / Пер. с франц. Б. М. Скуратова. Москва: Праксис, 2010.
Зиммель 1995 – Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Культурология. ХХ век. Антология. Москва: Юрист, 1995. С. 331–377.
Кёхлер 2013 – Кёхлер Г. Новые социальные медиа: шанс или препятствие для диалога? // Полис. Политические исследования. 2013. № 4. С. 75–87.
Коулман 2018 – Коулман С. Может ли Интернет укрепить демократию? / Пер. Ю. А. Кабанов, Ю. Г. Мисников, А. Н. Рябушко. Санкт-Петербург: Алетейя, 2018.
Маклюэн 2003 – Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. / Пер. с англ. В. Г. Николаева. Москва – Жуковский: Канон-пресс Ц, Кучково поле, 2003.
Маклюэн 2015 – Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. / Пер. с англ. И. О. Тюриной. Москва: Академический проект, 2015.
Ним 2017 – Ним Е.Г. (Не)социальное конструирование реальности в эпоху медиатизации // Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 3. С. 409–427.
Эко 2004 – Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. / Пер. с итал. В. Резник, А. Погоняйло. Санкт-Петербург: Symposium, 2004.
Altheide 2011 – Altheide D. L. Media logic and social power. Empedocles: European Journal for the Philosophy of Communication. 2011. 3(2). P. 119–136.
Altheide, Snow 1979 – Altheide D.L., Snow R.P. Media Logic. Beverly Hills, CA, 1979.
Artamonova1996 – Artamonova J. The mind as interpreted by Aristotle and Descartes and some features of modern european logic. Russian Studies in Philosophy. 1996. Vol. 34. No. 4. pp. 5–35.
Asp 1990 – Asp K. Medialization, media logic and mediarchy. Nordicom Review. 1990. 11(2). pp. 47−50.
Averbeck-Lietz 2017 – Averbeck-Lietz S. (Hrsg.) Kommunikationswissenschaft im internationalen Vergleich. Transnationale Perspektiven. Wiesbaden, 2017.
Couldry, Hepp 2016 – Couldry N., Hepp A. The Mediated Construction of Reality. Cambridge, 2016.
Hepp et al. 2015 – Hepp A., Hjarvard S., Lundby K. Mediatization: Theorizing the interplay between media, culture and society. Media, Culture & Society. 2015. Vol. 37. No. 2. pp. 314–324.
Hepp, Krotz 2014 – Hepp A., Krotz F. Mediatized worlds – understanding everyday mediatization. // Mediatized Worlds. Culture and Society in a Media Age (eds. A. Hepp, F. Krotz), Basingtoke, 2014. pp. 1–14.
Hjarvard 2008 – Hjarvard S. The mediatization of society. A theory of the media as agents of social and cultural change. Nordicom Review. 2008. Vol. 29. No. 2. pp. 105-134.
Jenkins 1992 – Jenkins H. Textual Poachers: Television Fans and Participatory Culture. New York, 1992.
Krotz 2008 – Krotz F. Media connectivity: Concepts, conditions, and consequences. // Network, Connectivity and Flow: Key concepts for Media and Cultural Studies. New York, 2008.
Krotz et al. 2014 – Krotz, F., Despotović, C., & Kruse, M.-M. (Hrsg.) The mediatization of social worlds. Synergy of empirical research. Wiesbaden, 2014. In German.
Livingstone 2009 – Livingstone S. On the Mediation of Everything: ICA Presidential Address 2008. Journal of Communication. 2009. Vol. 59. No. 1. pp. 1–18.
Lundby 2009 – Lundby K. Media Logic. Looking for Social Interaction // Lundby K. (ed.) Mediatization. Concept, Change, Consequences. New York, 2009. pp. 101–119.
Lundby 2014 – Lundby K. Mediatization of communication // Lundby K. (ed.). Mediatization of Communication. Berlin, 2014. pp. 3–35.
Thimm et al. 2018 – Thimm, C., Anastasiadis, M., & Einspänner-Pflock, J. (Eds.) Media logic(s) revisited: Modelling the interplay between media institutions, media technology and societal change. London, 2018.
Thompson 1995 – Thompson J.B. The Media and Modernity: A Social Theory of the Media. Cambridge, 1995.
Véron 1995 – Véron E. Médiatisation Du Politique. Stratégies, Acteurs et Construction Des Collectifs. Hermès. 1995. No. 17-18. pp. 201-214.
Williams 1990 – Williams R. Television: technology and cultural form. London, 1990.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск №2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 9 — 27
Скачиваний: 900