РОЛЬ КЛИШЕ В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ АУДИОВИЗУАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
DOI: 10.23951/2312-7899-2021-2-43-62
В данном исследовании анализируется роль клише в современных цифровых аудиовизуальных искусствах. Клише в искусстве может определяться как формула. Основываясь на подходе к формульности Джона Кавелти и Юрия Лотмана, мы анализируем роль клише в формировании виртуального пространства и гиперреального вымышленного мира, которые являются характерной особенностью культурной парадигмы постмодернистского общества. Так как клише играет важную роль в современной массовой культуре, мы приводим данные исследователя цифровой визуальной культуры Льва Мановича, который анализирует цифровую составляющую в цифровом аудиовизуальном медиуме. Тем самым впервые мы связываем подход Кавелти и Мановича в анализе современного цифрового аудиовизуального искусства. Говоря о цифровой составляющей в искусстве, следует упомянуть ее важную характеристику, которой является интерфейс, определяемый нами как формульное построение. Клише в современном искусстве является одним из главных структурных элементов художественного произведения, который влияет на эстетическую форму и содержание аудиовизуального произведения. При помощи клише мы создаем виртуальные и гиперреальные миры, которые помогают зрителю почувствовать эскапистские чувства и погрузиться в эти вымышленные миры. Также клише дает нам возможность увидеть новое в уже знакомом при восприятии искусства. Видение «нового в уже знакомом» мы определяем как прием «остранения» Виктора Шкловского. Перечисленные свойства клише проявляются во всех цифровых современных аудиовизуальных искусствах кино, видеоигры, видеоарта и видеоинсталляции, примеры которых мы приводим в нашем исследовании.
Ключевые слова: клише, формула, формульность, Кавелти, Лотман, массовое искусство, аудиовизуальное искусство, гиперреализм, Бодрийяр, постмодернизм, виртуальное пространство, Манович
Библиография:
Aronson 2003 – Aronson, O. Metacinema. Moscow, 2003. In Russian.
Aronson 2013 – Aronson, O. Cinema is now a kind of icon of the secularized world. Theory & practice. 2013. Vol. 4. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/6766-aronson (дата обращения: 01.10.2020). In Russian.
Baudrillard 1993 – Baudrillard, Jean. Symbolic Exchange and Death. London. 1993. English transl.
Cawelti 1976 – Cawelti John G. Adventure, mystery and romance: Formula stories as art and popular culture. Chicago. 1976.
Deleuze 1986 – Deleuze G. Cinema 1. The Movement-Image. Minneapolis. 1986. English transl.
Deleuze 1989 – Deleuze G. Cinema 2. The Time-Image. Minneapolis. 1989. English transl.
Eco 1984 – Eco, Umberto. Role of the Reader: Explorations in the Semiotics of Texts. Indiana University Press. 1984.
Geusa 2005 – Geusa, A. Video production and art community. Historical parallels between the USA and Russia. Moscow Art Magazine. 2005. Vol. 58/59. URL: http://xz.gif.ru/numbers/58-59/videotvorchestvo/view_print (дата обращения: 01.10.2020). In Russian.
Jameson 1983 – Jameson, Fredric. Postmodernism and consumer society. Hal Foster (Ed.), The Anti-Aesthetic: Essays on Postmodern Culture. Washington. 1983.
Lord 1971 – Lord, Albert B. - The Singer of Tales. Harvard University Press. 1960.
Lotman 1977 – Lotman, J. The Structure of the Artistic Text. Michigan. 1977. English transl.
Lotman, Tsivyan 1984 – Lotman, J. Tsivyan, J. SVD: genre of melodrama and history. Tynyanovsky collection. The first Tynyanov readings. Vol. 1. Riga. 1984. pp. 46–78.
Lotman, Uspensky 1998 – Lotman, J. Uspensky, B. Convention in Art. In Lotman, J. On Art. S. Petersburg. 1998. pp. 374–377.
Manovich 2012 – Manovich, Lev. Media After Software. New York. 2012. URL: https://www.academia.edu/9812905/Media_After_Software (дата обращения: 01.10.2020).
Parry 1971 – Parry,M. Studies in the Epic Technique of Oral Verse-Making. I. Homer and Homeric Style (HS). The making of Homeric verse: the collected papers of Milman Parry. Oxford. 1971. pp. 266–324.
Propp 1984 – Propp, Vladimir. Folklore and Reality // Propp, Vladimir. Theory and History of Folklore / University of Minnesota Press, 1984, pp. 16–38 . English transl.
Tarantino 1994 – Tarantino, Quentin. Interview. Empire Vol. 65. Nov 1994. pp. 86-89.
Zvyagintsev 2014 – Zvyagintsev, A. The social dimension in my new films is not a strategy – interviews. Colta – Internet Magazine. 17.04.2014. URL: https://www.colta.ru/articles/cinema/2936-andrey-zvyagintsev-sotsialnoe-izmerenie-v-moih-novyh-filmah-ne-strategiya (дата обращения: 01.10.2020).
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск №2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 43 — 62
Скачиваний: 763