ВИЗУАЛЬНЫЙ СЕМИОЗИС В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ
DOI: 10.23951/2312-7899-2021-2-63-80
Среди огромного разнообразия явлений визуального семиозиса в культурном пространстве значительное место занимает изобразительная продукция: картины, иллюстрации в книгах, предметные и сюжетные изображения, используемые в дизайне и маркетинге. Есть немало оснований считать изобразительное творчество средством коммуникации в культуре, своеобразным визуальным языком. Однако в семиотическом аспекте изобразительное творчество изучено существенно меньше, чем художественное творчество в словесности. Неоднозначные ответы даются на вопрос: что именно считать знаком в изображении? Дискуссионными остаются вопросы об основных семиотических характеристиках изобразительного знака, его структуре, компонентном составе его семантики и его прагматике. В данном сообщении авторы представляют исследование, посвященное визуальному семиозису детей. Теоретической основой анализа является культурно-историческая теория Л. С. Выготского, концептуальные положения Ю. М. Лотмана о культурном пространстве как семиосфере, работы Ч. Пирса, Р. Барта и В. Нёт о концептуальных основах визуального семиозиса. В детской субкультуре изобразительная деятельность особенно значима и широко востребована. Есть немало свидетельств коммуникативной направленности изобразительного творчества у детей, и это занимает у них значительное место в прагматике визуального семиозиса. Анализируя прагматику визуальной коммуникации у детей, авторы вслед за Ю. М. Лотманом разделяют Я-Другой-коммуникацию и Я-Я-коммуникацию. В обоих видах коммуникации визуальный семиозис представлен в широком объеме. По существу, здесь идет речь о двух ее типах: персональной коммуникации и кросс-культурной коммуникации. Под кросс-культурной коммуникацией подразумевается диалог детской субкультуры и субкультуры взрослых. На основе богатого материала о формировании изобразительного языка детей, представленного в литературе, и собственных наблюдений авторы анализируют генезис основных составляющих изобразительного знака: его структуры, его семантики и прагматики. Обсуждая структуру изобразительного знака, авторы сравнивают кажущуюся и объективно подтверждаемую степень его холистичности в свете последних нейрокогнитивных исследований зрительного восприятия. Анализируя семантику изобразительного знака как текста, авторы соотносят отдельные его компоненты с релевантными семами и знаками как структурными элементами синтактики. Сопоставление данных, полученных российскими и зарубежными учеными, свидетельствует о сходстве многих семиотических характеристик изобразительных знаков у детей в разных культурах. Обобщая, авторы предлагают концепцию тройственного характера семиотики изобразительной деятельности у детей: с одной стороны, это явление, производное от изобразительной культуры взрослых, с другой ‒ элемент детской субкультуры, отражающей все особенности детского мышления и мировосприятия, с третьей ‒ язык диалога с культурой взрослых.
Ключевые слова: изобразительная деятельность, дети, коммуникация, аутокоммуникация, визуальный семиозис, субкультура детства
Библиография:
Авраменкова 2000 – Авраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. М., 2000.
Белоусова 2013 – Белоусова Ю. В. Образ с точки зрения семиотики // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. № 14(4). С. 237-243.
Бенвенист 1974 – Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.
Бернc 1986 – Бернс Р. Развитие Я. Концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
Выготский 1983 – Выготский Л. С. Проблемы развития психики. Собрание сочинений в 6-ти т. М., 1983.
Выготский 2014 – Выготский Л. С. Мышление и речь. Directmedia, 2014.
Елина 2003 – Елина Е. А. Вербальные интерпретации произведений изобразительного искусства (номинативно-коммуникативный аспект) : дис. Волгоград [Изд-во Волгоградского гос. пед. ун-та], 2003.
Кольцова 1980 – Кольцова М. М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. М., 1980.
Кон 2003 – Кон И. С. Ребенок и общество. М., 2003.
Корнев 1983 – Корнев А. Н. Экспериментально-психологический анализ недостатков изобразительной деятельности у детей, страдающих дислексией, и детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1983. № 4. С. 10–15.
Корнев 2005 – Корнев А. Н. Изобразительные и графомоторные навыки у школьников с дислексией и у умственно отсталых детей с нарушением чтения // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. М., 2005. С. 272–277.
Корнев 2006 – Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб., 2006.
Корнев 2005/2006 – Корнев А. Н. Конструктивное партнерство как педагогическая технология в образовательной программе «Личность» // Альтернативное образование в поисках своего качества: материалы конференции по проблемам альтернативного образования. СПб., 2005–2006. С. 84–88.
Корнев 2007 – Корнев А. Н. Педагогика понимания в детском саду // Условия понимания в личностно-ориентированном образовании: сборник материалов встреч и статей по проблемам альтернативного образования / Эпштейн М. М., Пузыревский В. Ю. СПб., 2007. C. 89–92.
Лепская 1997 – Лепская Н. И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). М., 1997.
Лотман 1998 – Лотман Ю. М. Натюрморт в перспективе семиотики // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 494–500.
Лотман 2010 – Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2010.
Моррис 2001 – Моррис Ч. У. Основания теории знаков // Чарльз Уильям Моррис / Семиотика: антология / Cост. Ю. С. Степанов. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001. C. 45–97.
Мухина 1981 – Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
Нёт 2001 – Нёт В. Чарльз Сандерс Пирс // Критика и семиотика. 2001. № 3/4. С. 5–32.
Осорина 1990 – Осорина М. В. Значение детской фольклорной традиции в развитии коммуникативных умений ребенка // Мир детства и традиционная культура (III Виноградовские чтения). М., 1990.
Осорина 1999 – Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.
Пиаже 2017 – Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 2017.
Сакулина, Комарова 1982 – Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1982.
Селли 1909 – Селли Д. Очерки по психологии детства / Пер. с англ. М., 1909.
Соссюр 1999 – Соссюр Ф. Д. Курс общей лингвистики. Екатеринбург, 1999.
Суркова 2008 – Суркова Е. Г. Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учебное пособие. М., 2008.
Цейтлин 2013 – Цейтлин С. Н. Лингвистические этюды. СПб., 2013.
Эко 1998 – Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М., 1998.
Якобсон 1983 – Якобсон P. O. В поисках сущности языка // Семиотика. М., 1983. С. 102–118.
Balčiūnienė 2004 – Balčiūnienė I. Lietuvio vaiko kalbos dienoraštis [Дневник речи литовского ребенка]. 2004. Рукопись.
Barthes 1967 – Barthes R. Système de la Mode. Paris, 1967.
Barthes 1977 – Barthes R. Image – Music – Text. New York, 1977.
Goodenough 1926 – Goodenough F. Measurement of Intelligence by Drawings. NY, 1926.
Huntsinger et al. 2011 – Huntsinger C. S., Jose P. E., Krieg D. B., Luo Z. Cultural differences in Chinese American and European American children's drawing skills over time. Early Childhood Research Quarterly. 2011. Vol. 26(1). pp. 134–145.
Kress, van Leeuwen 2006 – Kress G. R., van Leeuwen T. Reading images: The grammar of visual design. Psychology Press, 1996.
Matthews 2003 – Matthews J. Drawing and Painting: Children and Visual Representation. London, 2003.
Nöth 2011 – Nöth W. Visual semiotics: Key features and an application to picture ads. The Sage Handbook of Visual Research Methods. London, 2011. pp. 298–316.
Jackson, Hogg 2010 – Jackson R. L. II, Hogg M. A. Children’s art. Jackson R. L. II, Hogg M. Encyclopedia of Identity (Vol. 1). London, 2010. pp. 194–178.
Wilson, Wilson 1984 – Wilson B., Wilson M. Children's drawings in Egypt: Cultural style acquisition as graphic development. Visual Arts Research. 1984. Vol. 10(1). pp. 13–26.
Wright 2010 – Wright S. Understanding Creativity in Early Childhood: Meaning-making and Children’ Drawing. London, 2010.
Zangemeister et al. 1995 – Zangemeister W. H., Sherman K., Stark L. Evidence for a global scanpath strategy in viewing abstract compared with realistic images. Neuropsychologia. 1995. Vol. 33(8). pp. 1009–1025.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск №2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 63 — 80
Скачиваний: 724
Дополнительная информация: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках проекта № 18-18-00114 The study was supported by the Russian Science Foundation, Project No. 18-18-00114