ХАЯО МИЯДЗАКИ В ПОИСКЕ МИРА
DOI: 10.23951/2312-7899-2021-2-130-140
Рецензируется перевод монографии американского теоретика культуры Сюзан Нейпир «Волшебные миры Хаяо Миядзаки». Книга Сюзан Нейпир представляет собой наиболее фундаментальное исследование визуальных форм в творчестве японского анимационного режиссёра Хаяо Миядзаки. Сквозь призму анимационной визуальности автор раскрывает те философские смыслы, которые режиссёр закладывал в свои фильмы. С позиций культурной теории и философии культуры монография представляет особенный интерес, поскольку позволяет погрузиться в интерпретации ключевых для культуры XX века сюжетов в японской анимации. Помимо прочего работа Нейпир может представлять академический интерес для всех, кто интересуется теорией культурного фронтира и такими философскими сюжетами, как экологическое мышление, феминизм, новый материализм или апокалиптическое видение. Настоящая рецензия построена на исследовательских инициативах визуальной семиотики. Анализ интеллектуальных способов работы Сюзан Нейпир с визуальностью аниме Хаяо Миядзаки может быть полезен не только тем, кто интересуется непосредственными смыслами работ японского аниматора, но и претендует на раскрытие внутренних механизмов визуальных репрезентаций культурных феноменов. Иными словами, книга Нейпир, помимо раскрытия скрытых и неочевидных смыслов художественных произведений, вносит вклад в общую теорию работы с визуальным. Рецензия также акцентирует внимание на ряде непоследовательных ходов в мышлении Нейпир и предлагает свою интерпретацию спорных аспектов в книге.
Ключевые слова: визуальная семиотика, аниме, культурная теория, философия культуры, социальная философия, экология, Япония
Библиография:
Бойм 2019 – Бойм С. Будущее ностальгии / Пер. с англ. А. Стругач. Москва, 2019.
Нейпир 2019 – Нейпир С. Волшебные миры Хаяо Миядзаки / Пер. с англ. Москва, 2019.
Павлов 2018 – Павлов А. В. Бесславные ублюдки, бешеные псы: Вселенная Квентина Тарантино. Москва, 2018.
Napier 2001 – Napier S. Anime from Akira to Princess Mononoke: Experiencing Contemporary Japanese Animation. Palgrave Macmillan, London, 2001.
Napier 2018 – Napier S. Miyazakiworld: A Life in Art. Yale University Press, New Haven, 2018.
Sato 2004 – Sato K. How Information Technology Has (Not) Changed Feminism and Japanism: Cyberpunk on the Japanese Context // Comparative Literature Studies. Vol. 41. No. 3. pp. 335–355.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск №2
Рубрика: РЕЦЕНЗИИ
Страницы: 130 — 140
Скачиваний: 812