«ДВЕНАДЦАТИСТРУЙНЫЙ ИСТОЧНИК ИЕРОГЛИФИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ ЭМБЛЕМ» ЛУИ ДЕ КАЗНЁВА: ЭМБЛЕМАТИКА КАК ЯЗЫК МЕДИЦИНЫ XVII СТОЛЕТИЯ
DOI: 10.23951/2312-7899-2021-4-186-212
Статья посвящена почти неизвестному в исследовательской литературе барочному эмблематическому трактату «Δωδεκάκρουνος. Двенадцатиструйный источник иероглифических и медицинских эмблем» (1626) французского медика Луи де Казнёва (?–1645), принадлежащему к дискурсивной формации гуманистической медицины – области ученой культуры раннего Нового времени, возникшей в первой половине XVI столетия и продолжавшей существовать, постепенно маргинализируясь, по крайней мере до начала эпохи Просвещения. Трактат де Казнёва охватывает все значимые разделы и сюжеты современной автору медицины: первая из эмблем выступает символическим изображением самого трактата, следующие четыре представляют темпераменты, три посвящены разного рода патологиям (одна – гуморальной патологии, еще одна представляет собой своего рода «патологическую энциклопедию», третья – умственным расстройствам и дурным страстям), одна – терапии и еще одна – прославлению врача и врачебного искусства. «Двенадцатиструйный источник», как кажется, является единственным в своем роде идеографическим словарем медицины начала XVII столетия – других сочинений, которые были бы сходны с ним по жанру, нам обнаружить не удалось. Мы анализируем это сочинение на фоне масштабных трансформаций в ученой культуре XVI–XVII веков: расцвета и упадка «эмблематического мышления», появления новаторских форм экфрасиса и менипповой сатиры, рождения медицины, основанной на практиках наблюдения. Сочинение де Казнёва рассматривается как специфический гибрид нескольких жанров ученой литературы раннего Нового времени: эмблематического трактата, экфрасиса, медицинского учебника, ученой мениппеи. Демонстрируется, как де Казнёв, создавая в своем трактате резервуар визуальных топосов гуманистической медицины, использует для этого синтез разных форм воплощения и трансформации смысла (в раннее Новое время существовал специальный термин для обозначения модификации смысла невербальными средствами: restrictio). Это были такие формы, как создание виртуальных анаморфических ландшафтов, вольная комбинация почерпнутых у античных авторов мифологических архетипов, использование métaphores mutuelles. Предметом специального внимания стало проблематическое сопряжение в трактате разных эпистемологических программ: перипатетизма, вульгаризованного платонизма и герметизма. Кроме того, виртуальные ландшафты, которые открываются перед читателем в эмблемах и эпиграммах де Казнёва, рассматриваются в контексте ранненововременного феномена «философских садов» – «садов знания», как раз в начале XVII века стремительно эволюционирующих от барочной эстетики удивления, meraviglia, к этосу наблюдения, классификации и эксперимента. В приложении к статье приводится поэтический перевод эпиграмм ко всем тринадцати эмблемам трактата.
Ключевые слова: эмблематика, иероглифика, Луи де Казнёв, мениппея, медицинский гуманизм, анаморфоза, экфрасис, эпиграмма, сады знания
Библиография:
Фуко 1977 – Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977.
Ashworth 1990– Ashworth W. Natural History and the Emblematic World View // Reappraisals of the Scientific Revolution / eds. C. Lindberg, R.S. Westman). Cambridge: Cambridge University Press, 1990. P. 303–331.
Balbinus 1710– Balbinus B. Verisimilia humaniorum disciplinarum. Augsburg: Kühze, 1710.
Baltrušaitis 1977– Baltrušaitis J. Anamorphic Art. New-York: Harry N. Abrams, 1977.
Berger 2013– Berger S. Martin Meurisse’s Theater of Natural Philosophy // The Art Bulletin. 2013. Vol. 95 (2). P. 269–293.
Bono 1999– Bono J.J. From Paracelsus to Newton: The Word of God, the Book of Nature, and the Eclipse of the “Emblematic World View” // Newton and Religion: Context, Nature and Influence / eds. J.E. Force, R.H. Popkin). Dordrecht: Springer, 1999. P. 45–76.
Casanova 1626– Casanova L. Δωδεκάκρουνος hieroglyphicorum et medicorum emblematum // Valerianus P. et al. Hieroglyphica: Ejusdem Poemata pro sacerdotum barbis etc. Lugduni: Paulus Frellon, 1626.
Casaubonus 1605– Casaubonus I. De satyrica graecorum poesi et romanorum satira libri duo. Paris: Drouart, 1605.
Colonna 1616 – Colonna F. Minus cognitarum rariorumque nostro coelo orientium stirpitum ekphrasis. Romae: Mascardus, 1616.
Findlen 1986– Findlen P. Possessing Nature: Museums, Collecting, and Scientific Culture in Early Modern Italy. Berkeley, LA: California UP, 1986.
Gallier 1878– Gallier A. de. L’imprimerie à Tournon // Bulletin de la Société Départementale d’Archéologie et de Statistique de la Drôme. Valence: au edicineat de la Société, 1878. T. XII. P. 51–53.
Hirai 2011 – Hirai H. Medical Humanism and Natural Philosophy: Renaissance Debates on Matter, Life, and the Soul. Leiden: Brill, 2011.
Killeen 2009– Killeen K. Biblical Scholarship, Science and Politics in Early Modern England: Thomas Browne and the Thorny Place of Knowledge. Farnham: Routledge, 2009.
Kozluk 2016– Kozluk M. Une imaginotheca curieuse: les emblemata medica de Louis de Caseneuve // Histoire des sciences médicales. 2016. T. L (3). P. 277–288.
Kozluk 2013– Kozluk M. “Tyrans et bourreaux de la raison“: Le dérèglement et la dégénérescence des sens aux XVIe et XVIIe siècles // Le débat des cinq sens de l’Antiquité à nos jours / dir. G. Puccini. Bordeaux: Presses de Bordeaux, 2013. P. 287–302.
Maclean 1988– Maclean I. Foucault’s Episteme Reassessed: An Aristotelian Couterblast // Journal of the History of Ideas. 1988. Vol. 59 (1). P. 149–166.
Misoponeri Satyricon 1617 – Misoponeri Satyricon. Cum notis aliquot ad obscuriora prosae loca et Graecorum interpretatione. Leiden: Sebastianus Wolzius, 1617.
Nutton 1997– Nutton V. The Rise of Medical Humanism: Ferrara, 1464–1555 // Renaissance Studies. 1997. Vol. 11 (1). P. 2–19.
Ogilvie 2006– Ogilvie B.W. The Science of Describing: Natural History in Renaissance Europe. Chicago: Chicago UP, 2006.
Pagel 1977– Pagel W. Medical Humanism – a Historical Necessity in the Era of the Renaissance // Essays on the Life and Work of Thomas Linacre, c. 1460–1524 / eds. F. Maddison, M. Pelling, and C. Webster. Oxford: Oxford UP, 1977. P. 375–378.
Poza 1993– Poza S.L. Los emblemas y jeroglíficos medicos de Louis de Caseneuve // Cuadernos de Arte e Iconografía. 1993. T. VI (12). P. 1–11.
Roger 1969– Roger J. Emblèmatique et medicine // Histoire des sciences médicales. 1969. № 3-4. P. 115–131.
Siraisi 2007– Siraisi N.G. History, Medicine, and the Traditions of Renaissance Learning. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2007.
Stechow 1938 – Stechow W. Homo bulla // The Art Bulletin. 1938. Vol. 20 (2). P. 227–228.
Titsingh 1750– Titsingh A. Diana, ontdekkende het geheim der dwaazen, die zig vroed-meesters noemen. Amsterdam: Gedrukt voor den Aucteur, 1750.
Tomasi 2005– Tomasi L.T. Gardens of Knowledge and the République des Gens de Sciences // Baroque Garden Cultures: Emulation, Sublimation, Subversion / ed. M. Conan. Washington: Dumbarton Oaks, 2005. P. 85–130.
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск №4
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 186 — 212
Скачиваний: 638
Дополнительная информация: Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. The research has been carried out within the framework of the Basic Research Program at the National Research University Higher School of Economics.