ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА У НИЦШЕ И ЕГО РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ
DOI: 10.23951/2312-7899-2021-4-293-311
Рассматривается теоретическая проблема человеческого образа и механизмов его формирования, которая является чрезвычайно актуальной для современной визуальной семиотики из-за глобальных процессов визуализации, вызванных повышением влияния СМИ и сопутствующих интернет-технологий. Визуальные аспекты функционирования пищи как культурного феномена в современной коммуникативной среде анализируются в междисциплинарной перспективе философии и культурных исследований. Авторы рассматривают работу Фридриха Ницше «Ecce Homo» в качестве одного из важнейших источников для понимания процессов само-образования человека в философских и культурных исследованиях, показывая, что этот текст, который объясняет культурную и антропологическую практику формирования человеческого образа, может быть очень актуальным для визуальной антропологии в XXI веке. В Ecce Homo немецкий мыслитель продолжает и развивает традиции античной «заботы о себе» (epimeleia), подчеркивая необходимость в ответственном, сознательном и индивидуальном отношении человека к формированию своего образа в повседневной жизни. Ницше демонстрирует ключевую важность само-образования, особенно с медицинской или даже физиологической точки зрения, подробно останавливаясь на самоформировании посредством сознательного отношения к еде, среде обитания, выбору для себя оптимального климата и способов отдыха. Все эти компоненты, особенно еда, являются центральными механизмами для формирования визуального образа человека в современных СМИ, которые фокусируют внимание не на критической самооценке, а на агрессивно утверждаемом определенном образе. В статье утверждается, что подход Ницше находится в рамках повседневной практики образа жизни, и именно еда, место обитания, климат и режимы отдыха доминируют для само-образования человека XXI века, формируя установки современного постмиллинеального (postmillennial) индивида в его стремлении к почти неограниченному потреблению. Авторы также обсуждают роль и значение визуальных образов продуктов питания в презентации человеческой идентичности и репрезентации культурных реалий постмиллениальной эпохи в функционировании современных СМИ.
Ключевые слова: Ницше, само-образ-ование, античная «забота о себе», Фуко, визуальные семиотика и антропология, повседневные культурные практики, коммуникации современных СМИ, современный индивидуализм
Библиография:
Aiello 2020 – Aiello, G. (2020). Visual semiotics: Key concepts and new directions. In L. Pauwels, & D. Mannay (Eds.), The SAGE handbook of visual research methods. SAGE.
Barthes 1994 – Barthes, R. (1994). Rhetoric of the image. In R. Barthes, Selected works: Semiotics. Poetics (pp. 297–319). Progress. (In Russian).
Barthes 2008 – Barthes, R. (2008). Toward a psychosociology of contemporary food consumption. In C. Counihan, & P. Esterik (Eds.), Food and Culture (pp. 28–35). Routledge.
Dorofeev 2018 – Dorofeev, D. Yu. (2018). Aesthetics of image and ethics of life of ancient philosopher. Voprosy filosofii, 6, 200–207. (In Russian)
Dorofeev 2019 – Dorofeev, D. Yu. (2019). Human identity in Plato’s “Alcibiades I” (Some notes on the anthropological questions in ancient Greek philosophy). Schole. Filosofskoye antikovedeniye i klassicheskaya traditsiya, 13(1), 251–268. (In Russian).
Foucault 2004 – Foucault, M. (2004). The History of Sexuality (Vol. 2). Akademicheskiy proekt. (In Russian).
Foucault 2006 – Foucault, M. (2006). Intellectuals and power. Selected political articles, speeches and interviews (Vol. 3). Praxis. (In Russian).
Foucault 2007 – Foucault, M. (2007). Hermeneutics of the subject. Vladimir Dal. (In Russian).
Habermas 1981 – Habermas, J. (1981). Theorie des Kommunikativen Handelns. Suhrkamp.
Hippocrates 1994 – Hippocrates. (1994). Upon air, water, and situation. In Hippocrates, Selected books (pp. 275–307). Svarog. (In Russian)
Lipovetsky 2005 – Lipovetsky, G. (2005). Hypermodern Times. Polity Press.
Markov 2005 – Markov, B. V. (2005). Man, state, and God in the philosophy of Nietzsche. Vladimir Dal. (In Russian).
Markov 2021 – Markov, B. V. (2021). Political immunology. Prospect. (In Russian).
Nietzsche 1990a – Nietzsche, F. (1990). Ecce Homo. How to become what you are. In F. Nietzsche, Writings (Vol. 2, pp. 693–770). Mysl’. (In Russian).
Nietzsche 1990b – Nietzsche, F. (1990). Towards the genealogy of morality. Polemical essay. In F. Nietzsche, Writings (Vol. 2, pp. 407–525). Mysl’. (In Russian).
Podoroga 1993 – Podoroga, V. A. (1993). Metaphysics of landscape. Nauka. (In Russian).
Rose 2016 – Rose, G. (2016). Visual methodologies: An introduction to researching with visual materials. Sage.
Scheler 1994a – Scheler, M. (1994). Man’s place in nature. In M. Scheler, Selected works (pp. 129–195). Gnozis. (In Russian).
Scheler 1994b – Scheler, M. (1994). Order of love. In M. Scheler, Selected works (pp. 339–377). Gnozis. (In Russian).
Slinin 2017 – Slinin, Ya. A. (2017). Consequences of phenomenological reduction. Vestnik of Saint Petersburg State University. Philosophy and Conflict Studies, 33(4), 490–527. (In Russian)
Scheler 2009– Scheler, M. (2009). Wesen und Formen der Sympathie, in Wesen und Formen der Sympathie. Die Deutsche Philosophie der Gegenwart. In M. Frings (Hrsg.), Gesammelte Werke (Bd. 7, pp. 7–259). Bouvier
Sťahel 2017 – Sťahel, R. (2017). Self-limitation as the basis of environmentally sustainable care of the self. Human Affairs, 27(4), 444–454.
Tomaščíková 2020 – Tomaščíková, S. (2020). Postmillennial media – Discourses where food cultures meet everyday practices. Samara University.
Vakhnin 2016 – Vakhnin, N. A. (2016). Person, nature, society: Synergetic dimension. Journal of Mining Institute, 221, 761–766. (In Russian).
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск №4
Рубрика: ЭССЕ
Страницы: 293 — 311
Скачиваний: 579