ГОРОД В ЛАБИРИНТЕ ОТРАЖЕНИЙ: ОТ РЕМЕСЛЕННОГО ОБРАЗЦА К ОБРАЗУ ГОРОДА
DOI: 10.23951/2312-7899-2022-1-12-23
Исследуется идеальный, эталонный образ города. Цель статьи – проанализировать соотношение идеального образа города и его подобий, отражений первообраза. Для иллюстрации функционирования образа города в качестве идеального объекта используется образ Эмбера из произведения Р. Желязны «Хроники Эмбера». Задачи статьи: во-первых, теоретически описать, как в произведении Р. Желязны воспроизводится метафизическая конструкция платонизма и неоплатонизма; во-вторых, с помощью методологического подхода аналитической психологии К. Г. Юнга показать, что стремление героя вернуться в свой город можно трактовать как движение по пути индивидуации, в котором происходит актуализация архетипа самости, и как стремление человека достичь полноты бытия; в-третьих, проследить использование метафоры отражения в урбанистическом дискурсе мировой культуры, выражающееся, в частности, в «отражении имён», указать на существование механизма изменения иерархической позиции первообраза и отражения; в четвёртых, на материале петербургского текста русской культуры продемонстрировать многоаспектность и парадоксальность урбанистических отражений; в-пятых, проследить генетическую связь между градостроением и ремесленной деятельностью доиндустриальной эпохи. Результатом исследования является описание вещной, процессуальной, субъективной и социальной форм воспроизведения образца, в которых совершается восхождение от ремесленного образца к образу города. Предлагается одна из версий начала проектирования города. Делается вывод о сходстве градостроительного проектирования с ремесленной деятельностью, созданием метафизических систем, построением научных теорий.
Ключевые слова: образ города, ремесленный образец, «Хроники Эмбера», метафора отражения
Библиография:
Аванесов 2017 – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (3). Семантика интерьера Софийского собора // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 2 (12). С. 30–78.
Асмус 1965 – Асмус В. Ф. История античной философии. М.: Высш. школа, 1965. 320 с.
Гадамер 1988 – Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Прогрес, 1988. 704 с.
Гегель 1929 – Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Часть I. Логика // Сочинения: в 14 т. М.; Л.: Госполитиздат, 1929. Т. 1. 357 с.
Желязны 1992 – Желязны Р. Хроники Эмбера. СПб.: Северо-Запад, 1992. Кн. 1–3. 526 с.
Зомбарт 1906 – Зомбарт В. Промышленность. СПб.: Пушкинская скоропечатня, 1906. 114 с.
Линч 1986 – Линч К. Совершенная форма в градостроительстве. М.: Стройиздат, 1986. 264 с.
Мамардашвили 1996 – Мамардашвили М. К. Необходимость себя. Введение в философию. М.: Лабиринт, 1996. 432 с.
Пиотровский 2021 – Пиотровский М. Б. Две Пальмиры и Альгамбра: лекция проекта «Открытый город». 18.04.2021. URL: https://www.youtube.com/watch?v=9lEFi15ZstM (дата обращения: 01.05.2021).
Рассел 1994 – Рассел Б. История западной философии: в 2 т. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994. Т. 1. 464 с.
Хёйзинга 1988 – Хёйзинга Й. Осень Средневековья: исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988. 540 с. (Памятники исторической мысли).
Юнг 2020 – Юнг К. Г. Тавистокские лекции. М.: ИОИ, 2020. 268 с.
Выпуск: 1, 2022
Серия выпуска: Выпуск №1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 12 — 23
Скачиваний: 563