ПРАКТИКИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ НАРРАТИВОВ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ ГОРОДА: БРЕНД ГОРОДА КАК МИФ
DOI: 10.23951/2312-7899-2022-1-54-74
Изучаются практики визуализации нарративов культурной памяти города на примере анализа бренда как мифа. Актуальность исследований указанной тематики подтверждается повышенным научным интересом к тем феноменам, которые символически детерминируют городскую реальность, а также эпизодичностью исследований, связанных с изучением проблематики культурной памяти города. Особую роль в процессах репрезентации образов городского прошлого играют нарративы, представляющие собой символический репертуар фрагментов культурной памяти города. В связи с этим бренд города рассматривается как миф, который через доступную символику визуальных форм передаёт и поддерживает идею города для различных аудиторий, вызывая устойчивые ассоциации, идентифицирующие город посредством культурных смыслов. Рассматривая три уровня наррации, автор раскрывает различные аспекты функционирования бренда-мифа в городской среде: а) формирование устойчивой идентификации места и его «отличимости»; б) конструирование культурного коллажа, части которого в хронологии и в пространстве образуют связные тексты города; в) реализация социальных практик, направленных на рефлексию и интерпретацию замысла бренда. Поскольку нарративный текст предполагает наличие смысловых последовательностей, то идея бренда должна быть представлена в городской реальности путём регулярной дешифровки заложенных в бренде смыслов. В качестве иллюстрации к выдвигаемым тезисам автор обращается к трём типам практик брендирования городов, которые визуально манифестируют разные способы уникальности места: бренд-миф города, основанный (1) на народных промыслах и культурных традициях, (2) на исторических событиях, (3) на сакральных значениях природы. Символическая природа мифа позволяет рассматривать бренд города как одну из практик визуализации нарративов, конструирующих городскую реальность через образы культурной памяти города. Исходя из этого, новизной статьи можно признать попытку рассмотреть визуальные носители городского мифа как современные способы репрезентации нарратива, которые с помощью доступных форм «упаковывают» сложные смыслы культурной памяти города в простые и понятные большинству формы. При этом мифологическая природа бренда делает его мощным детерминантом структурирования культурных смыслов, а следовательно, фактором конструирования городской реальности. Автор подчёркивает, что в результате и сам бренд города следует рассматривать не столько как средство повышения привлекательности места, столько как инструмент осмысления города для горожан. В связи с этим брендинг города представляет собой одно из направлений символической политики региональных элит.
Ключевые слова: город, ценности, смыслы, бренд города, культурная память, нарративы памяти
Библиография:
Ассман 2016 – Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой / пер. с нем. Б. Хлебникова. М.: Новое литературное обозрение, 2016.
Брокмейер, Харре 2000 – Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 29–42.
Малинова 2018 – Малинова О. Ю. Политика памяти как область символической политики // Методологические вопросы изучения политики памяти. М.: ИНИОН РАН, 2018. С. 27–53.
Неклюдов 2000 – Неклюдов С. Ю. Структура и функция мифа // Мифы и мифология в современной России. М., 2000. С. 17–38.
Нора 1999 – Нора П. Эра коммемораций // Франция – память. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 64–94.
Олик 2018 – Память – это не вещь и предмет. Память – это непрерывный процесс: интервью с Дж. Оликом // Историческая экспертиза. 2018. № 4 (17). С. 22–49.
Сафонова 2018 – Сафонова Ю. А. Memory studies: эволюция, проблематика и институциональное развитие // Методологические вопросы изучения политики памяти. М.: ИНИОН РАН, 2018. С. 11–26.
Тульчинский 2013 – Тульчинский Г. Л. Total Branding: мифодизайн постинформационного общества. Бренды и их роль в современном бизнесе и культуре. СПб.: Филол. фак., Фак. свободных искусств и наук С.-Петерб. гос. ун-та, 2013.
Тульчинский 2016 а – Тульчинский Г. Л. Наррация в символической политике: уровни и диахрония // Символическая политика. М.: ИНИОН РАН, 2016. Вып. 4. С. 65–83.
Тульчинский 2016 б – Тульчинский Г. Л. Символическая презентация прошлого: нарративы, уровни, формы // Человек. Культура. Образование. 2016. № 2 (2). С. 6–26.
Федотова 2019 – Федотова Н. Г. Визуальные носители культурной памяти города (на примере Великого Новгорода) // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 2 (20). С. 42–62.
Хальбвакс 2007 – Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / пер. с фр. С. Н. Зенкина. М.: Новое изд-во, 2007.
Щербинин и др. 2018 – Щербинин А. И., Щербинина Н. Г., Севостьянов А. В. Конструирование города-бренда. М.: Аспект-Пресс, 2018.
Щербинина 2018 – Щербинина Н. Г. Особенности позиционирования города-бренда в цифровую эпоху // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 3 (17). С. 192–201.
Anholt 2008 – Anholt S. Editorial Place branding: Is it marketing, or isn’t it? // Place Branding and Public Diplomacy. 2008. Vol. 4 (1). P. 1–6.
Assmann 2011 – Assmann J. Communicative and Cultural Memory // Cultural Memories. The Geographical Point of View / P. Meusburger, M. Heffernan, E. Wunder (eds.). London, New York, 2011. P. 15–27.
Gill 2013 – Gill G. Symbolism and Regime Change in Russia. Cambridge: Cambridge University Press, 2013.
Govers, Go 2002 – Govers R., Go F. Place Branding: Glocal, Virtual and Physical Identities, Constructed, Imagined and Experienced. London: Palgrave Macmillan, 2002.
Kavaratzis 2004 – Kavaratzis M. From city marketing to city branding: towards a theoretical framework for developing city brands // Place Branding and Public Diplomacy. 2004. Vol. 1 (1). P. 58–73.
Olick 2016 – Olick J. K. The sins of the fathers. Germany, Memory, Method.Chicago: University of Chicago Press, 2016.
Wertsch 2009 – Wertsch J. W. Collective Memory. Memory in Mind and Culture. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.
Zenker 2011 – Zenker S. How to catch a city? The concept and measurement of place brands // Journal of Place Management and Development.2011. Vol. 4 (1). P. 40–52.
Выпуск: 1, 2022
Серия выпуска: Выпуск №1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 54 — 74
Скачиваний: 744