ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ КАК ИНДИКАТОР ОБЩЕСТВЕННОЙ РЕАКЦИИ И ИНСТРУМЕНТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
DOI: 10.23951/2312-7899-2022-2-46-67
Пандемия COVID-19 как главный инфоповод современности нашла отражение не только в большом количестве научных исследований, но и в народном творчестве, развернувшемся на просторах виртуального пространства. Одним из способов осмысления интернет-аудиторией эпидемиологической ситуации в мире стали интернет-мемы, изучение которых позволяет лучше понять потребности и проблемы постоянно расширяющейся интернет-аудитории. Целью статьи является исследование интернет-мемов как индикатора общественной реакции и инструмента обратной связи в период пандемии COVID-19 на примере контента российского медиапространства c 2020 по 2021 год. В процессе движения к поставленной цели был реализован ряд задач: обозначены сущность интернет-мема, его функции и особенности как инструмента общественной реакции; на основании полученной теоретической информации создан алгоритм дешифровки знаковой структуры интернет-мема; с помощью составленного алгоритма проанализированы интернет-мемы о пандемии, популярные в российском интернете. Инструменты и механизмы обратной связи рассматриваются в работе в контексте теории политических коммуникаций, основанной как на классических положениях Ласуэлла, так и на их последующей критике. Методологической основой работы является семиотический анализ, примененный с учетом лингвокультурологических особенностей предмета исследования. В результате теоретического и практического изучения обозначенной темы мы пришли к следующим выводам. Интернет-мем как медиаобъект примечателен тем, что занимает определенный статус в интернет-пространстве: обладая знаковой природой (вербальная и визуальная составляющие), он содержит актуальный и ярко выраженный юмористический посыл, созданный на основании уже существующих культурных шаблонов. Это позволяет мему выполнять не только развлекательную и коммуникативную, но и социальную функцию. Будучи инструментом сублимации и компенсации негативного социального и экзистенциального напряжения, он может служить не только каналом коммуникации между индивидами, но и инструментом обратной связи в процессе политической билатеральной коммуникации между государством и обществом. Подтверждением этого тезиса являются интернет-мемы о пандемии COVID-19, создаваемые российскими интернет-пользователями с начала распространения коронавирусной инфекции и ставшие чрезвычайно популярными в социальных сетях и мессенджерах. Высмеивались и сама пандемия, и государственные меры по предотвращению ее распространения. Этот предмет комической интерпретации мема трансформируется параллельно тому, как меняются вводимые государством меры. Процесс создания авторами подобного контента следует одной и той же схеме: уже известный в виртуальном пространстве шаблон редактируется с учетом существующей социально-политической повестки, в результате чего измененные детали или утоняющие надписи наполняют его новым юмористическим содержанием. Поскольку чаще всего интернет-мемы о пандемии носят ярко выраженный саркастический характер, их семиотическая дешифровка может быть полезной для анализа текущей общественно-политической ситуации: она помогает определить реакцию граждан на правительственные меры, а значит, позволяет использовать это знание в будущем для принятия более взвешенных политических решений и выстраивания более успешных коммуникативных стратегий для их внедрения.
Ключевые слова: политическая коммуникация, обратная связь, каналы обратной связи, интернет-мем, пандемия COVID-19, коронавирус, государственные меры, интернет-коммуникация, российское медиапространство, контент-анализ
Библиография:
Блинова 2019 – Блинова О. А. Мультимодальность в сетевом политическом дискурсе: интернет-мемы о независимости Шотландии // Научный диалог. 2019. № 10. С. 79–93.
Бугаева 2011 – Бугаева И. В. Демотиваторы как новый жанр в интернет-коммуникации: жанровые признаки, функции, структура, стилистика // Стиль. 2011. № 10. С. 147–158.
Бурдье 2002 – Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 5. С. 60–75.
Голованова, Маджаева 2020 – Голованова Е. И., Маджаева С. И. О словаре эпохи пандемии коронавируса // Вестник ЧелГУ. 2020. № 7. С. 48–55.
Глинский 2010 – Глинский С. Фото с акции протеста в Минске. 2010. URL: https://vk.com/sereza.hlinski?z=photo3746417_199860288%2Fphotos3746417 (дата обращения: 25.10.2021).
Зиновьева 2015 – Зиновьева Н. А. Воздействие мемов на интернет-пользователей: типология интернет-мемов // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 1. С. 178–184.
Канашина 2019 – Канашина С. В. Интернет-мем и политика // Политическая лингвистика. 2019. № 1 (61). С. 69–73.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 2021 –Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/0a2ba7a26adcfaf416705508b8605c0219169901/ (дата обращения: 25.10.2021).
Костина, Макаренко, Матвеев 2020 – Костина И. А., Макаренко К. С., Матвеев В. В. Особенности перехода на удаленную работу в связи с пандемией и её перспективы после снятия ограничительных мер // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2020. № 3. С. 1439–1443.
Мелконян 2017 – Мелконян Н. Виды и функции обратной связи в диалоговых политических коммуникациях // Вестник Ереванского университета. Социология, экономика. 2017. № 2 (23). С. 29–36.
Министерство здравоохранения Российской Федерации 2021 – Министерство здравоохранения Российской Федерации6 официальный сайт. 2021. URL: https://minzdrav.gov.ru/news/koronavirus (дата обращения: 24.10.2021).
Мусийчук, Мусийчук 2020 – Мусийчук М. В., Мусийчук С. В. Юмор как эффективная стратегия совладения на самоизоляции в период пандемии коронавируса // Мир науки. 2020. Т. 8, № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN520.pdf (дата обращения: 25.10.2021).
О рекомендациях для работодателей 2020 – О рекомендациях для работодателей по профилактике коронавирусной инфекции на рабочих местах. 2020. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/64846.html/ (дата обращения: 30.10.2021).
Письмо Министерства промышленности и торговли РФ 2020 – О работе промышленных предприятий в условиях пандемии COVID-19: письмо Министерства промышленности и торговли РФ от 07.04.2020 № ЕВ-23970/17. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73768134/ (дата обращения: 25.10.2021).
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ 2020 – Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.04.2020 № 14-2/10/П-3710. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_351512/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961/ (дата обращения: 27.10.2021).
Письмо Минздрава России 2021 – Письмо Минздрава России от 29.06.2021. URL: https://rosreestr.gov.ru/upload/Doc/09-upr/Метод_реком_Минздрава%20от%2029.06.2021.pdf (дата обращения: 30.10.2021).
ТАСС 2021 – Что такое QR-коды и история их использования / ТАСС. 2021. URL: https://tass.ru/info/11767111 (дата обращения: 30.10.2021).
Указ Президента РФ 2020 – О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19): указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349217/ (дата обращения: 27.10.2021).
Указ Президента РФ 2021 – Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре–ноябре 2021 г.: указ Президента РФ от 20.10.2021 № 595. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_398714/ (дата обращения: 31.10.2021).
Федеральная служба по труду и занятости РФ 2021 – Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19) / Федеральная служба по труду и занятости РФ. 2021. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348585/e7a6eb8f5e7f35df9446fc6fca3ca7f6dfc40e08/ (дата обращения: 29.10.2021).
Хорошилов 2015 – Хорошилов А. А. Фотография и визуальное восприятие // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1, Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 1 (156). С. 33–40.
Ягодкина 2019 – Ягодкина М. В. Мемы в интернет-коммуникации // Art Logos. 2019. № 2 (7). С. 142–152.
Bain 1859 – Bain A. The Emotions and the Will. London: Longmans, Green & Co., 1859. 649 p.
Beattie 1996 – Beattie J. On Laughter and Ludicrous Composition // Essays: On Poetry and Music. London: Routledge / Thoemmes Press, 1996. P. 321–487.
Easton 1965 – Easton D. A Systems Analysis of Political Life. New York: Wiley 1965. xvi, 507 р.
Lasswell 1948 – Lasswell H. The structure and function of communication in society // The Communication of Ideas / L. Bryson (ed.). New York: Harper and Brothers, 1948. Р. 37–51.
Tajfel 1972 – Tajfel H. Social categorization // Introduction à la psychologie sociale / ed. S. Moscovici. Paris: Larousse, 1972. Vol. 1. P. 272–302.
Выпуск: 2, 2022
Серия выпуска: Выпуск №2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 46 — 67
Скачиваний: 27939