ИКОНОЛОГИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ «СТИХОТВОРЕНИЙ» КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА ПАЛЕЯ
DOI: 10.23951/2312-7899-2022-2-68-87
Сборник «Стихотворения» (1916) князя Владимира Палея не имеет общего сюжета и композиции, представляя разрозненные лирические впечатления, однако композиционную организацию осуществляют внетекстовые изобразительные элементы: заставки и виньетки. Отвечая коллекционерскому вкусу автора сборника, они заставляют читать его лирику иначе: не как передачу личных впечатлений, но как сложное выстраивание собственной идентичности с опорой на различные языки культуры. Использование иконологического метода и обращение к ресурсам визуальной семиотики позволяют показать, как благодаря порядку иллюстраций отдельные мотивы романтической и модернистской поэзии перестают быть самодостаточными, становясь лишь моментами в обретении более целостной лирической позиции. Анализу подвергнуты такие элементы оформления книги, как картуши с названиями стихотворений, заставки-иллюстрации с изображениями пейзажных и жанровых сцен и разрозненные виньетки, при этом охвачен весь объем иллюстративного сопровождения сборника. Хотя оформление книги принципиально сдержанное, что отвечало новым установкам вкуса военного времени, каждый из видов художественного сопровождения выстраивает свою программу прочтения стихотворений, не позволяя свести содержание отдельных стихов к воспроизведению романтических, неоромантических или символистских мотивов. Показано, в какой мере картуши с названиями стихотворений могут помочь образованному читателю тематизировать соотношение природы и истории, деавтоматизировав восприятие заглавия как указания только на предметную тему. Декор этих элементов указывает как на взаимопроникновение мира природы и мира культуры, так и на недостаточность отдельных языков или семиотических образований для передачи идеи метафизического предназначения человека. Три стихотворения, снабженных такими картушами, выстраивают самостоятельный сюжет присутствия в природе не только фатальных сил, но и метафизических озарений. Заставки-иллюстрации потребовали специальной интерпретации, исходящей из знания реалий и содержательного смысла отдельных живописных жанров. Доказано, что снабженные такими заставками стихотворения передают общий сюжет независимости интимной душевной жизни от готовых паттернов восприятия истории. В этих стихотворениях господствует идея интимизации истории как единственного способа осмыслить значение исторических катастроф. Наконец, отдельные виньетки позволяют прочитывать весь массив стихотворений данной книги как поддерживающий основную идею принятия природной необходимости ради преодоления частных представлений о судьбе, с необходимой христианской реинтерпретацией предчувствий и отдельных символических указаний. Таким образом, иллюстративный режим книги отвечает принципам многоязычия и полистилистики русского модерна. Проведенное исследование позволяет уточнить как ориентиры официальной русской культуры предреволюционного времени, так и специфику поэтического творчества Владимира Палея как одного из наиболее ярких случаев поддержки оригинальной поэтики визуальной семиотикой природных и культурных объектов.
Ключевые слова: князь Владимир Палей, лирическая позиция, лирический герой, полистилистика, иконология, книжная иллюстрация, эмблема
Библиография:
Аверинцев 1995 – Аверинцев С. С. Специфика лирической героини в поэзии Анны Ахматовой: солидарность и двойничество // Wiener Slavistisches jahrbuch. 1995. Т. 41. С. 7–20.
Аверинцев 2011 – Аверинцев С. С. По поводу статьи А. Зубова «Пути России» // Континент. 2011. Т. 148. С. 122–126.
Айхенвальд 1893 – Апулей Люций. Амур и Психея : сказка Апулея / пер. с ла. Ю. А-дт. СПб. : журн. «Пантеон лит.», 1893. 48 с.
Голлербах 1922 – Голлербах Э. Дворцы-музеи. Собрание Палей в Детском Селе. М. : Среди коллекционеров, 1922. 32 с.
Зеленин 2016 – Зеленин Д. А. Взаимоотношения слова и образа в эмблематике: проблемные случаи // Эмблематика и эмблематичность в западноевропейской и русской культуре. М. : Intrada, 2016. С. 59–75.
Марков 2020а – Марков А. В. «Карнавал» Шумана в поэзии Дмитрия Кленовского // Studia Litterarum. 2020. Т. 5, № 2. С. 270–285.
Марков 2020б – Марков А. В. Чувство родины: иконологическая программа иллюстраций к «Городу Муз» Э. Голлербаха // Наследие веков. 2020. № 4. С. 28–36.
Найман 1999 – Найман А. Г. Рассказы об Анне Ахматовой. М. : Вагриус, 1999. 429 с.
Палей 1916 – Палей В., кн. Стихотворения. Петроград : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1916. 104 + iv с.
Экштут 2017 – Экштут С. А. Возрожденная революцией. Жизнь и необыкновенные приключения героини картины Ю. П. Анненкова // Новое прошлое / The New Past. 2017. № 2. С. 26–46.
Belting 2005 – Belting H. Image, medium, body: a new approach to iconology // Critical inquiry. 2005. Vol. 31 (2). P. 302–319.
Farné 2019 – Farné R. Didactic iconology // IMG journal. 2019. Vol. 1 (1). С. 122–127.
Müller 2011 – Müller M. G. Iconography and iconology as a visual method and approach // The SAGE handbook of visual research methods. 2011. Vol. 1. P. 283–297.
Olson 2004 – Olson L. C. Benjamin Franklin's vision of American community: a study in rhetorical iconology. Columbia : University of South Carolina Press, 2004. 298 p.
Sherer 2020 – Sherer D. Panofsky on Architecture: Iconology and the Interpretation of Built Form, 1915–1956, Part I // History of Humanities. 2020. Vol. 5 (1). P. 189–224.
Stein 2021 – Stein C. Medieval Naturalia: Identification, Iconography, and Iconology of Natural Objects in the Late Middle Ages // Medievalista. 2021. Vol. 29. P. 211–241.
Выпуск: 2, 2022
Серия выпуска: Выпуск №2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 68 — 87
Скачиваний: 521