«КРОТКАЯ» РОБЕРА БРЕССОНА
DOI: 10.23951/2312-7899-2022-2-190-202
Отказ Робера Брессона от распространенных театральных форм адаптации текста и использование оригинальных авторских выразительных средств в кино при экранизации произведений литературы позволяют говорить об отдельном режиссерском пространстве интерпретации текстов, которое во многом отличается от пространства литературоведческих или театральный прочтений. Изобретенный Брессоном авторский стиль в кино позволяет незаметно, но радикально изменить нарративную структуру экранизируемого произведения и одновременно сохранить верность духу исходного текста (в понимании режиссера). Поэтому любая экранизация Брессона интересна в качестве оригинального прочтения, которое выходит за пределы обычной адаптации. В статье прослежены авторские способы трансформации и одновременно сохранения духа экранизируемого произведения на примере фильма «Кроткая» по одноименной новелле Ф.М. Достоевского. В первой части статьи мы предлагаем имманентный анализ новеллы Достоевского и пытаемся показать метасюжетный характер основной интриги. Главный герой и одновременно рассказчик ведет монолог в попытках уяснить истину произошедшего события (самоубийство Кроткой) и определить собственную степень вины. Наряду с другими подпольными типами и персонажами автора главный герой путается в собственном сознании и колеблется между саморазоблачением (признанием вины перед Кроткой) и самооправданием. На фоне монолога главного героя (диегетического нарратора) молчание Кроткой вместе с недосказанностью мотивов поведения и пунктирной прорисовкой характера Кроткой становится ключевым элементом в структуре повествования. Мы показываем несостоятельность интерпретационных попыток прервать молчание Кроткой в стремлении объяснить характер или поступок героини. Уделяется особое внимание контексту замечаний Достоевского про различные типы самоубийства из «Дневника писателя» и показывается невозможность объяснить поступок Кроткой никакими объяснительными схемами (которые всегда работают в случае с другими персонажами-самоубийцами Достоевского). В заключительной части статьи с опорой на интервью Брессона мы последовательно прослеживаем трансформацию экранизируемого текста при стремлении «сохранить главное» (по замечанию Брессона). Так, в фильме стирание черт подпольного сознания героя и снижение роли диегетического повествования (без чего невозможно представить метасюжетную основу новеллы) оставляют нетронутой недосказанность характера Кроткой и неясность мотивов самоубийства. При радикальной трансформации новеллы Брессон сохраняет молчание Кроткой в качестве структурно определяющего элемента. Одновременно недосказанность характера и неясность мотивов Кроткой указывают на непреодолимую пропасть между возможными объяснительными схемами и толкающим к самоубийству надрывом и чувством невозможности жить. Брессон также воспроизводит неясность и неопределенность главного героя на фоне отчаяния и запоздалого признания вины.
Ключевые слова: Достоевский, Брессон, подпольное сознание, самоубийство, диегетический нарратор
Библиография:
Аллен 2000 – Аллен Л. «Кроткая» и самоубийцы в творчестве Достоевского // Достоевский: материалы и исследования. СПб.: Наука, 2000. Т. 15. С. 228–236.
Бахтин 2002 – Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Языки славянской культуры, 2002. Т. 6: Проблемы поэтики Достоевского.
Брессон 2017 – Брессон Р. Брессон о Брессоне (интервью 1943–1983) / пер. с фр. С. Козина. М.: Rosebud Publishing, 2017.
Гроссман 1965 – Гроссман Л. П. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1965. (Жизнь замечательных людей).
Достоевский 1974 – Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. СПб.: Наука, 1974. Т. 10: Бесы.
Достоевский 1981а – Достоевский Ф. М. Два самоубийства // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. СПб.: Наука, 1981. Т. 23: Дневник писателя за 1876 год. Май–октябрь. С. 144–146.
Достоевский 1981б – Достоевский Ф. М. Приговор // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. СПб.: Наука, 1981. Т. 23: Дневник писателя за 1876 год. Май–октябрь. С. 146–148.
Достоевский 1982а – Достоевский Ф. М. Кроткая // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. СПб.: Наука, 1982. Т. 24: Дневник писателя за 1876 год. Ноябрь–декабрь. С. 5–35.
Достоевский 1982б – Достоевский Ф. М. Голословные утверждения // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. СПб.: Наука, 1982. Т. 24: Дневник писателя за 1876 год. Ноябрь–декабрь. С. 46–50.
Мароевич 2018 – Мароевич Н. Повесть Ф. М. Достоевского «Кроткая» и вопрос самоубийства // Труды и переводы. 2018. № 1. С. 45–50.
Pipolo 2010 – Pipolo T. Robert Bresson: a Passion for Film. Oxford: Oxford University Press, 2010.
Выпуск: 2, 2022
Серия выпуска: Выпуск №2
Рубрика: ЭССЕ
Страницы: 190 — 202
Скачиваний: 664