ЗРИТЕЛЬ В ПРОСТРАНСТВЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАНЕТАРНОЙ ОПТИКИ
DOI: 10.23951/2312-7899-2022-3-73-96
Рассматривается особый способ телесного присутствия зрителя в различных произведениях виртуальной реальности (VR). В некоторых из них зритель присутствует лишь в роли наблюдателя / свидетеля, или «призрака», не способного взаимодействовать с миром виртуальной инсталляции и влиять на происходящие в нем события. В других же элемент интерактивности проявляется ярче, роль зрителя более не сводится исключительно к наблюдению, он становится активным участником инсталляции. Произведения искусства, созданные с применением технологий виртуальной реальности, – это искусственные «миры», предлагающие зрителю новые ощущения, обычно зрительные и слуховые, потому что в большинстве проектов передача тактильных ощущений пока отсутствует. Важным аспектом при разработке VR-инсталляций для художника является определение законов «поведения» виртуальной среды, окружающей зрителя, и здесь возможны эксперименты с законами альтернативной природы – VR. Также важны «правила» присутствия в VR зрителя / пользователя. Важно определить, на каких основаниях, в каком статусе он находится в пространстве инсталляции, обладает ли механизмами реагирования, рычагами воздействия на «мир», и если нет, то чем это обусловлено, почему это может быть ценно и для зрителя, и для художника. Если же элемент интерактивности находится в центре образной структуры проекта, то какие выразительные возможности могут открыть действия пользователя и его интеракция с произведением и другими пользователями через это произведение? Как можно охарактеризовать опыт, который получает зритель, взаимодействуя с VR-работами? На эти вопросы мы и постараемся ответить в данной статье, исследуя различные произведения искусства, созданные с помощью технологии VR. Основной авторский тезис заключается в том, что развитие виртуальной реальности дает возможность выстроить опыт нового чувственного плана: альтернативной субъективности и сверхчеловеческого видения многомерных взаимосвязей между явлениями и событиями в мире, – выводя тем самым наш способ мышления на совершенно другой уровень – внеэгоцентрического состояния, формирующего новую оптику «планетарного видения».
Ключевые слова: VR, виртуальная реальность, инсталляция, современное искусство, агентность, нечеловеческое, новые медиа, медиаискусство
Библиография:
Бергер 2013 – Бергер Д. Изображение, видение, восприятие // Бергер Д. Искусство видеть // Theory&Practice. 2013. 03.12. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/8099-art-of-seeing (дата обращения: 21.02.2022).
Володенков, Федорченко 2021 – Володенков С., Федорченко С. Субъектность цифровой коммуникации в условиях технологической эволюции интернета: особенности и сценарии трансформации // Политическая наука. 2021. № 3. С. 37–53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektnost-tsifrovoy-kommunikatsii-v-usloviyah-tehnologicheskoy-evolyutsii-interneta-osobennosti-i-stsenarii-transformatsii (дата обращения: 03.11.2021).
Гройс 2006 – Гройс Б. Под подозрением. Феноменология медиа. М.: Художественный журнал, 2006.
Дебор 2000 – Дебор Г.-Э. Общество спектакля. М.: Λογοq (Радек), 2000.
Деррида 2000 – Деррида Ж. Письмо и различие. СПб.: Академический проект, 2000.
Лосев 2000, 479 – Лосев А. История античной эстетики. Ранний Эллинизм. Харьков: Фолио; М. АСТ: 2000.
Маклюэн 2019 – Маклюэн М. Понимание медиа. Внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2019.
Малабу 2019 – Малабу К. Что нам делать с нашим мозгом? М.: V-A-C Press, 2019.
Мортон 2019 – Мортон Т. Стать экологичным. М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2019.
Першеева 2020 – Першеева А. Видеоарт. Монтаж зрителя. М., СПб.: Т8 Издательские Технологии /Пальмира, 2020.
Савченко 2021 – Савченко Е. Самоорганизованная группа ШШШ. Я понимаю тебя, но не могу говорить с тобой (2020–2021) // Каталог выставки «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» / ред. А. Извеков, А. Кириллова. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021.
Фуко 1999 – Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999.
Asher, Ogle, Bailenson, Herrera 2018 – Asher T., Ogle E., Bailenson J.N., Herrera F. Becoming homeless: a human experience // SIGGRAPH '18: ACM SIGGRAPH 2018 Virtual, Augmented, and Mixed Reality. August 2018. Art. 7. URL: doi.org/10.1145/3226552.3226576 (accessed: 21.02.2022).
Badiou 2007 – Badiou A. Being and Event / tr. by O. Feltham. New York: Continuum, 2007.
Bailenson 2018 – Bailenson J. Experience on demand: What virtual reality is, how it works, and what it can do. 1st ed. New York: W. W. Norton & Company, 2018.
Herrera, Bailenson, Weisz, Ogle, Zaki 2018 – Herrera F., Bailenson J.N., Weisz E., Ogle E., Zaki J. Building long-term empathy: A large-scale comparison of traditional and virtual reality perspective-taking. // PLoS ONE. 2013. 17.10. URL: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0204494 (accessed: 21.02.2022).
Malabou, During 2000 – Malabou C., During L. The Future of Hegel: Plasticity, Temporality, Dialectic // Hypatia. 2000. Vol. 15 (4). Р. 196–220.
Wei et al. 2019 – Wei S.-E., Saragih J., Simon T., Harley A.W., Lombardi S., Perdoch M., Hypes A., Wang D., Badino H., Sheikh Y. VR facial animation via multiview image translation // ACM Transactions on Graphics. 2019. Vol. 38 (4). Art. 67. 16 р. URL: https://dl.acm.org/doi/10.1145/3306346.3323030 (accessed: 21.02.2022).
Выпуск: 3, 2022
Серия выпуска: Выпуск №3
Рубрика: СТАТЬИ. «ОПТИКА» ВИЗУАЛЬНЫХ ДОМИНАНТ В НОВЫХ ПРАКТИКАХ ВИРТУАЛЬНОГО
Страницы: 73 — 96
Скачиваний: 639