ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОКУСИРОВКИ И КОНТЕКСТЫ
DOI: 10.23951/2312-7899-2022-4-142-165
Концептуальные позиции и следствия семиотической диагностики (сформулированные И.В. Мелик-Гайказян) инициировали разного рода запросы на проведение эмпирического исследования, связанного с изменениями педагогических контекстов в системе отечественного высшего медицинского образования. Идея предпринятого изыскания сводится к «обратному отражению» исследовательской программы педагогической биоэтики, инициирующей внедрение прагматики подготовки будущих врачей в синтаксис учебных программ будущих учителей. «Обратным отражением» является нахождение способа внедрения фокусировок педагогической биоэтики в семантику учебных курсов в системе высшего медицинского образования (ВМО). Релевантным выбор такого «зеркала» делает анализ новаций в практиках медицинского образования, вбирающих палитру ролевого репертуара современного врача, а саму эту палитру сделала легитимной биоэтика. Таким образом, целью статьи, представляющей результаты эмпирического исследования, является обоснование видения направлений, характера и содержания изменений в действующей системе ВМО. Выяснены причины запроса на обновление смысловых фокусировок, обусловливающих преобразования педагогических характеристик отечественной системы ВМО. Приведены данные эмпирического исследования, доказывающие актуальность такого преобразования как на уровне управления вузами, осуществляющими программы высшего медицинского образования, так и на уровне обновления повестки научно-педагогических исследований в данной сфере образования. Статья содержит материалы междисциплинарных научных и проектных разработок авторского коллектива исследователей двух вузов: Сибирского государственного медицинского университета и Томского государственного педагогического университета. Данная коллаборация стала возможной в рамках реализации стратегического проекта «Трансформация медицинского и фармацевтического образования» программы развития Сибирского государственного медицинского университета на 2021–2030 годы (Приоритет – 2030). Зафиксирована актуальность восполнения дефицита семиотических исследований как для решения задач управления вузами, осуществляющими программы ВМО, так и для решения задач научно-педагогических изысканий в данной сфере образования. Сформулированы основные направления необходимых изменений отечественных практик ВМО.
Ключевые слова: настройка фокусов изменений, ценности, педагогические контексты профессиональной подготовки врача, палитра ролевого репертуара врача, педагог высшего медицинского образования России
Библиография:
Абдрахманова и др. 2017– Абдрахманова А. О., Койков В. В., Байгожина З. А., Хандиллаева Б. М., Абельдинова А. С. Модель компетенций ППС медицинских вузов // Менеджер здравоохранения Республики Казахстан. 2017. № 2. С. 15–19.
Апресян 2008 – Апресян Р. Г. Ценностные парадигмы воспитания // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2008. № 1. С. 89–94.
Асмолов 2015 – Асмолов А. Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1109-asmolov40.html (дата обращения: 22.05.2022).
Ванчакова, Денишенко 2021 – Ванчакова Н. П., Денишенко В. А. Формирование эмоционально-ценностного отношения врача к пациенту как педагогическая проблема // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2021. № 12 (202). С. 61–67. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p61-68
ВЦИОМ 2017 – Врач в России: доверие пациентов, доходы, положение в обществе: аналитический обзор // ВЦИОМ. 2017. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vrach-v-rossii-doverie-paczientov-dokhody-polozhenie-v-obshhestve (дата обращения: 22.05.2022).
Герасимова 2015 – Герасимова О. В. Идеал врача: трансформация образа в представлениях студентов-медиков // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2015. № 1. С. 120–126.
Горбулёва и др. 2020 – Горбулёва М. С., Мелик-Гайказян И. В., Первушина Н. А. Инициативы педагогической биоэтики // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 6. С. 122–128. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-6-122-128
Горбулёва и др. 2021a– Горбулёва М. С., Мелик-Гайказян И. В., Первушина Н. А. Образовательная среда педагогического университета: интеграция коммуникативных форматов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 10. С. 139–144. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-137-142
Горбулёва и др. 2021б– Горбулёва М. С., Первушина Н. А., Токарева А. Н. Эдьютейнмент с позиции педагогической биоэтики // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2021. № 4. С. 312–325. DOI: 10.23951/2312-7899-2021-4-312-325
Качкова и др. 2019 – Качкова О. Е., Хальфин Р. А., Мадьянова В. В., Кришталева Т. И., Демина И. Д., Домбровская Е. Н., Павликов С. Г., Горошникова Т. А. Разработка организационной модели пациентоориентированной медицины в Российской Федерации. М.: Русайнс, 2019.
Максудова и др. 2022– Максудова А. Н., Костерина А. В., Кузьмина С. В., Шамсутдинова Н. Г., Абдулганиева Д. И., Каюми К., Созинов А. С. Первый опыт реализации программ резидентуры в Казанском государственном медицинском университете // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21(S1). Ст. 3074. С. 31–35. DOI: 10.15829/1728-8800-2022-3074
Мелик-Гайказян 2018– Мелик-Гайказян И. В. Диагностика моделей биоэтики // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. Вып. 45. С. 75–82. DOI: 10.17223/1998863Х/45/8
Мелик-Гайказян и др. 2019 – Мелик-Гайказян И. В., Первушина Н. А., Смышляева Л. Г. Исследовательская программа педагогической биоэтики в условиях неопределенности социальных сценариев // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 448. С. 83–90. DOI: 10.17223/15617793/448/10
Мелик-Гайказян, Мещерякова 2015 – Мелик-Гайказян И. В., Мещерякова Т. В. Клятва Гиппократа: трансформация семантики и возрождение прагматики // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2015. Т. 9, № 1. С. 35–44.
Мещерякова 2015 – Мещерякова Т. В. Визуализация в преподавании биоэтики: ее формы и функции // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2015. № 1. С. 127–132.
Мещерякова, Герасимова 2006 – Мещерякова Т. В., Герасимова О. В. Осознание ценности жизни в пересечении этических позиций (анализ результатов социологического исследования динамики отношения к проблемам биоэтики российских студентов-медиков) // Бюллетень сибирской медицины. 2006. Т. 5, № 5. С. 142–146.
Первушина 2018 – Первушина Н. А. Педагогическая биоэтика: семиотический аспект // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. Вып. 4 (18). С. 186–201. DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4-186-201
Хальфин и др. 2018 – Хальфин Р. А., Мадьянова В. В., Столбов А. П., Свистунов А. А., Орлов С. А., Бакулина А. А., Ефимова А. О., Татаринова Т. А., Гиль А. Ю. Концепция пациентоориентированной модели организации медицинской помощи. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018. Т. 26, № 6. С. 418–423. DOI: 10.32687/0869-866X-2018-26-6-418-423
Шахабов и др. 2020 – Шахабов И. В., Мельников Ю. Ю., Смышляев А. В. Ключевые аспекты пациенториентированной модели управления медицинской организации // Научное обозрение. Медицинские науки. 2020. № 3. С. 34–38. DOI: 10.17513/srms.1112
Шестак Н., Шестак В. 2013 – Шестак Н. В., Шестак В. П. Отраслевая педагогика и современное образование // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 49–55.
Apressyan 2022 – Apressyan R. G. Value paradigms of character education // Education & Pedagogy Journal. 2022. Vol. 1 (3). P. 5–12. DOI: 10.23951/2782-2575-2022-1-5-12
Cascio 2020 – Cascio J.Facing the Age of Chaos // Medium. 2020.Apr. 30. URL: https://medium.com/@cascio/facing-the-age-of-chaos-b00687b1f51d (accessed: 12.07.2022).
Evdokimov et al. 2016 – Evdokimov K. E., Melik-Gaykazyan M. V., Kuznetsov V. G., Melik-Gaykazyan I. V. “Semiotic Attractor”: a Model for The NBICS-Technologies Coherence Management // Proceedings of the 27th International Business Information Management Association Conference – Innovation Management and Education Excellence Vision 2020: From Regional Development Sustainability to Global Economic Growth, IBIMA 2016. Milan, 2016. P. 355–361.
Fernandes at al. 2020– Fernandes L., FitzPatrick M., Roycroft M. The role of the future physician: building on shifting sands // Clinical Medicine. 2020. Vol. 20 (3). P. 285–289. DOI: 10.7861/clinmed.2020-0030
Haque 2022 – Haque M. Importance of empathy among medical doctors to ensure high-quality healthcare level // Advances in Human Biology. 2019. Vol. 9. P. 104–107. URL: https://www.aihbonline.com/text.asp?2019/9/2/104/257814 (accessed: 22.05.2022).
Kelly 2012 – Kelly R. B. Patient Education. Textbook of Family Medicine. 8th ed. 2012. Ch. 13. P. 160–165. DOI: 10.1016/B978-1-4377-1160-8.10013-2. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/B9781437711608100132 (accessed: 22.05.2022).
NKLM 2021 – IV. Absolventenprofil// NKLM: Nationaler Kompetenzbasierter Lernzielkatalog Medizin. Version 2.0. 2021. URL: https://nklm.de/zend/objective/list/orderBy/@objectivePosition/studiengang/Absolventenprofil (дата обращения: 22.05.2022).
Pervushina 2017 – Pervushina N. A. Semiotic Approach to Pedagogical Bioethics // Proceedings of the 30th International Business Information Management Association Conference (8–9 November 2017 Madrid, Spain). 2017. P. 3232–3238.
Veatch 1972 – Veatch R. M. Models for ethical medicine in a revolutionary age // Hastings Center Report. 1972. Vol. 2 (3). P. 5–7. DOI: 10.2307/3560825
WFME 2012 – Role of the Doctor // WFME: The World Federation for Medical Education. 2012. URL: https://wfme.org/home/projects/role-of-the-doctor/ (accessed: 22.05.2022).
Zaini at al.2011 – Zaini R. G, Bin Abdulrahman K. A., Al-Khotani A. A., Al-Hayani A. M., Al-Alwan I. A., Jastaniah S. D. Saudi Meds: a competence specification for Saudi medical graduates // Medical Teacher. 2011. Vol. 33 (7). P. 582–584. DOI: 10.3109/0142159X.2011.578180
Zhao at al. 2016 – Zhao J., Gao S., Wang J., Liu X., Hao Y. Differentiation between two healthcare concepts: Person-centered and patient-centered care // International Journal of Nursing Sciences. 2016. Vol. 3 (4). P. 398–402. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijnss.2016.08.009
Выпуск: 4, 2022
Серия выпуска: Выпуск №4
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 142 — 165
Скачиваний: 487
Дополнительная информация: Статья подготовлена в рамках реализации стратегического проекта «Трансформация медицинского и фармацевтического образования» программы развития Сибирского государственного медицинского университета на 2021–2030 годы (Приоритет – 2030).