«ЧЕЛОВЕК РИСУЮЩИЙ» В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА
DOI: 10.23951/2312-7899-2022-4-123-141
Рисование и рассматривание изображений тесно связаны с воображением, фундаментальной характеристикой человеческого интеллекта. Прогресс цифровой техники сегодня делает возможным производство техногенных изображений, но обнаруживается, что здесь все равно нужен какой-то опыт обычного рисования, вдобавок необходимо обладать еще и философским пониманием обстоятельств, приводящих к фигуре «человека рисующего». Между ландшафтом и рисованием существует двойная связь: нарисованный ландшафт часто рассматривается как событие эстетическое, он становится предметом искусствознания; вместе с тем рисование разворачивается внутри ландшафта. Тогда рисунок выступает уже как артефакт, как событие онтологическое, относящееся к порядку бытия. Исследования «человека рисующего» (Homo pictor) – это не узкая область эстетического опыта и художественного воспитания, это проблема философской антропологии. При каких обстоятельствах и для решения каких задач складывалась такая способность рисующего воображения? Ответ на данный вопрос (и соподчиненные ему вопросы) получен с помощью методов феноменологии и на основе обсуждения отдельных работ в области нейробиологии. Актуализирована идея, что рисунок – это вынесенный вовне паттерн восприятия, способный играть роль медиа, служить базой эмоций и чувств. В статье исследование «человека рисующего» привело к формулировке (и / или уточнению) новых для философии проблем: связи когнитивного и аффективного в опыте телесности, связи презентативного и репрезентативного в опыте видения. Полученный ракурс побуждает ставить под вопрос основные дихотомии модерна в понимании человеческого творчества.
Ключевые слова: тело, зрение, движение, жест, изображение, медиа, репрезентация, эйдос и реальность, эмоции и чувства, Ганс Йонас
Библиография:
Бёрджер 2012 – Бёрджер Д. Блокнот Бенто: Как зарождается импульс что-нибудь нарисовать? М: Ад Маргинем Пресс, 2012.
Бибихин 2001 – Бибихин В. В. Слово и событие. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
Вульф 2008 – Вульф К. Homo pictor или возникновение человека из воображения // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. Философия. Филология. 2008. №1 (3). С. 121–136.
Гибсон 1988 – Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.
Дамасио 2018 – Дамасио А. Я. Мозг и возникновение сознания. М.: Карьера Пресс, 2018.
Крейдлин 2005 – Крейдлин Г. Язык тела и кинесика как раздел невербальной семиотики // Тело в русской культуре: сборник статей. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 19–37.
Кристева 2004 – Кристева Ю. Жест: практика или коммуникация? // Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М.: РОССПЭН, 2004. С. 114–135.
Мелик-Гайказян 1997 – Мелик-Гайказян И. В. Информационные процессы и реальность. М.: Физматлит. 1997.
Мерло-Понти 1999 – Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента ; Наука, 1999.
Мерло-Понти 1992 – Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992.
Митчелл 2015 – Митчелл У. Дж. Т. Чего на самом деле хотят картинки? // Художественный журнал. 2015 № 94. С. 30–40.
Ортега-и-Гассет 1991 – Ортега-и-Гассет Х. «Дегуманизация искусства» и другие работы: сборник. М.: Радуга, 1991.
Хомский, Бервик 2019 – Хомский Н., Бервик Р. Человек говорящий. Эволюция и язык. СПб.: Питер, 2019.
Элкинс 2010 – Элкинс Дж. Исследуя визуальный мир. Вильнюс: ЕГУ, 2010.
Эпштейн 2015 – Эпштейн М.Н. Скрипторика // Новое литературное обозрение. 2015. № 1 (131). С. 257–269.
Ямпольский 2019 – Ямпольский М. Изображение: курс лекций. М.: Новое литературное обозрение, 2019.
Crowther 2017 – Crowther P. What Drawing and Painting Really Mean: A Phenomenology of the Image. New York: Routledge? 2017.
Damasio 1995 – Damasio A. Descartes' error: emotion, reason, and the human brain. New York: Avon Books, 1995.
Damasio 2003 – Damasio A. Looking for Spinoza Joy, Sorrow, and the Feeling Brain. London: William Heinemann, 2003.
Davidson 2013 – Davidson I. Origins of Pictures: An Argument for Transformation of Signs // Origins of Pictures: Anthropological Discourses in Image Science. Cologne: Herbert von Halem Verlag, 2013. Р. 16-46.
Ingold 2015 – Ingold T. The life of lines. London ; New York: Routledge, 2015.
Jonas 1954 – Jonas H. The Nobility of Sight // Philosophy and Phenomenological Research. 1954. Vol. 14 (4). P. 507–519.
Jonas 1962 – Jonas H. Homo pictor and differentia of man // Social Research. 1962. Vol. 29 (2). P. 201–220.
Kendon 1996 – Kendon A. An Agenda for Gesture Studies // Semiotic Review of Books. 1996. Vol. 7 (3). P. 8–12.
Leroi-Gourhan 1963 – Leroi-Gourhan A. Gesture and Speech / tr. by A. Bostock Berger. Cambridge, MA: MIT Press, 1993.
Maynard 2005 – Maynard P. Drawing Distinctions: The Varieties of Graphic Expression. New York: Cornell University Press, 2005.
Mitchell 2002 – Mitchell W. J. T. Introduction // Landscape and Power. 2nd ed. Chicago: The University of Chicago Press, 2002. Р. 1–4.
Mondzain 2010 – Mondzain M.-J. What Does Seeing an Image Mean? // Journal of Visual Culture. 2010. Vol. 9 (3). P. 307–315.
Nancy 2010 – Nancy J.-L. Art Today //Journal of Visual Culture. 2010. № 9. С. 91–99.
Rawson 1979 – Rawson P. Seeing through Drawing. London: BBC Books, 1979.
Tilley 1994 – Tilley C. A Phenomenology of Landscape: Places, Paths and Monuments. Oxford ; Providence, RI: Berg, 1994.
Tilley 2004 – Tilley C. The Materiality of Stone : Explorations in Landscape Phenomenology. London: Routledge, 2004.
Wentworth 2004 – Wentworth N. The Phenomenology of Painting. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
Выпуск: 4, 2022
Серия выпуска: Выпуск №4
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 123 — 141
Скачиваний: 452