ЧЕЛОВЕК КАК ВИЗУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ: СЕМИОТИКА И ЭСТЕТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБРАЗА
DOI: 10.23951/2312-7899-2023-1-48-77
В современной социогуманитарной науке и повседневной реальности проблема визуальной семиотики является одной из ключевых, учитывая процесс тотальной визуализации современного мира, что требует серьезной критической рефлексии этого феномена. Автор раскрывает данную проблему в фундаментальном контексте философской и визуальной антропологии, представив оригинальный проект семиотики и эстетики человеческого образа, для чего использует и переосмысляет основные подходы современной философии в этой области. Статья посвящена развитию основных проблем семиотики в пространстве целостного эстетического образа человека, представленного как визуальное сообщение. Автор стремится раскрыть и обосновать суверенное, самостоятельное и центральное значение визуального образа человека в современных семиотических, визуально-антропологических, философско-антропологических и эстетических исследованиях, отличия его от визуального изображения. Исследованы механизмы и уровни восприятия и понимания человека, представленного как определенное визуальное сообщение, в повседневной жизни. Критически используя и развивая подходы Ролана Барта в отношении анализа текста и изображения, подробно анализируются уровни визуального сообщения, встречающиеся в современном мире. Отдельное внимание обращается на значение современных цифровых технологий в процессе визуализации повседневного существования человека и его образа. Так, подробно представлены семиотический и визуально-антропологический анализ современной визуальной рекламы и медиа, характер использования в них изображения человека и специфика моделирования его определенного значения. Рассмотрение же образа человека осуществляется в более фундаментальном визуально-антропологическом и философско-антропологическом ключе, представляя его Я в качестве спонтанной, осуществляющейся в основном на дорефлексивном уровне манифестации человеческого бытия в феноменальной эстетической форме. Используется выделение Роланом Бартом трех уровней значений – языкового; имеющего код иконического, или денотативного; не имеющего кода иконического, или коннотативного – для исследования целостного визуального образа человека, на формирование которого так или иначе влияют все его составляющие (личное имя, особенности речи, стиль одежды и т.д.). Особенно подробно автор останавливается на значении языка как манифестации, способа формирования и восприятия визуального человеческого образа, соотношений в нем денотативного и коннотативного уровней, выявляя специфические особенности визуальной автопрезентации, коммуникации и интерсубъективности в современном мире.
Ключевые слова: семиотика человеческого образа, визуальная антропология, эстетика образа, Р. Барт, визуальное сообщение, уровни значений, язык и образ
Библиография:
Барт 1994 – Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С. 297–319.
Барт 2003 – Барт Р. Система моды: статьи по семиотике культуры / пер. с фр. С. Зенкин. М.: Изд-во Сабашниковых, 2003.
Барт 2015 – Барт Р. Третий смысл. М.: Ad Marginem, 2015.
Бенвинист 2012 – Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: URSS, 2012.
Беньямин 2019 – Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Судьба и характер. М.: Азбука-классик, 2019. С. 284–330.
Бернатоните 2018 – Бернатоните А. К. Соотношение личного и творческого начала в создании актерского образа // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики.2018. № 1 (15). С. 120–134.
Гинзбург 2019 – Гинзбург К. Загадка Пьеро: Пьеро дела Франческо. М.: Новое литературное обозрение, 2019.
Дорофеев 2015 – Дорофеев Д. Ю. Эстетика человеческого образа в жизни и иконография античных философов в искусстве // ΣΧΟΛΗ (Schole). Философское антиковедение и классическая традиция. 2015. Т. 9, вып. 1. С. 142–157.
Дорофеев 2021а – Дорофеев Д. Ю. Религиозная метафизика и поэтика языка Иосифа Бродского (к 80-летию поэта со дня рождения поэта) // Вопросы философии. 2021. № 1. С. 100–110.
Дорофеев 2021b – Дорофеев Д. Ю. Аналитика и дедукция человеческого образа: философско-эстетическое переосмысления метода Шерлока Холмса // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2021. Т. XVIII, вып. 2. С. 44–52.
Зубов 2008 – Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М.: Наука, 2008.
Игнатова, Аббасова 2018 – Игнатова И. С., Аббасова А. А. Визуально-антропологический анализ фотографии //ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 1 (15). С. 171–178.
Крейдлин 2002 – Крейдлин Г. Невербальная семиотика. М.: НЛО, 2002.
Лотман 2000 – Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб., 2002.
Маклюэн 2014 – Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2014.
Малинкин 2019 – Малинкин А. Н. Понятие феноменологии Макса Шелера. Шелер vs Гуссерль. М.: Русская школа, 2019.
Марков 2011 – Марков Б. В. Люди и знаки. Антропология межличностной коммуникации. СПб.: Наука, 2011.
Панофский 2009 – Панофский Е. Этюды по иконологии. СПб.: ABC-классик, 2009.
Слинин 2017 – Слинин Я. А. Последствия феноменологической редукции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2017. Т. 33, вып. 4. С. 490–527.
Флоренский 1992 – Флоренский П., свящ. Имена. М.: Купина, 1992.
Чертов 2014 – Чертов Л. Ф. Знаковая призма. Статьи по общей и пространственной семиотике. М.: Языки славянских культур, 2014.
Шелер 2011 – Шелер М. Проблемы социологии знания / пер. с нем. А. Н. Малинкин. М.: Институт общих гуманитарных исследований, 2011.
Якобсон 2011 – Якобсон Р. Формальная школа и современное русское литературоведение. М.: Языки славянских культур, 2011.
Ямпольский 2019 – Ямпольский М. Изображение: курс лекций. М.: НЛО, 2019.
Dorofeev, Tomashchikova 2021 – Dorofeev D. Yu., Tomashchikova S. Formation of Nietzsche's Image of a Person and Its Representation in Modern Media // ΠΡΑΞΗΜΑ. Journal of Visual Semiotics. 2021. № 4 (30). P. 293–312.
Hall 2014 – Hall J. The Self-Portrait. A Cultural History. London: Thames & Hudson, 2014.
Harrison 2003 – Harrison C. Visual Social Semiotics: Understanding How Still Image Make Meaning // Technical Communication. 2003. Vol. 50 (1). P. 46–60.
Hengstenberg 1957 – Hengstenberg H.-E. Philosophishe Anthropologie. Stuttgart: Verlag W. Kohlhammer, 1957.
Imdahl 1980 – Imdahl M. Giotto. Arenafresken: Ikonographie, Ikonologie, Ikonik. Munchen: Fink, 1980.
Macfarlane 2020 – Macfarlane A. Anthropology and Third Information Revolution // Visual Anthropology. 2020. Vol. 33, is. 33. P. 197–211.
Выпуск: 1, 2023
Серия выпуска: Выпуск №1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 48 — 77
Скачиваний: 517