«КЛАССИЧЕСКОЕ» В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ: ЦИТИРОВАНИЕ, ИМИТАЦИЯ И АССИМИЛЯЦИЯ НАСЛЕДИЯ ВИЛЛЬЯМА ШЕКСПИРА ВО ВСЕЛЕННОЙ «ЗВЕЗДНОГО ПУТИ»
DOI: 10.23951/2312-7899-2023-3-73-89
Рассматривается сериал «Звездный путь» как попытка визуализации шекспировского наследия в массовой культуре. Цель статьи – анализ актуализации и визуализации американской массовой культурой, представленной сериалами и фильмами франшизы «Звездный путь», шекспировских нарративов в фантастических контекстах воображаемых инопланетных обществ и культурных ситуациях будущего. Анализируется ассимиляция шекспировских нарративов в контекстах их визуализации в дискурсе массовой культуры. Методологически статья основана на принципах междисциплинарности, предложенных в рамках интеллектуальной и культуральной истории. Новизна исследования состоит в анализе общих и уникальных особенностей и направлений ассимиляции классического шекспировского наследия путем визуализации в массовой культуре. Проанализированы формы визуализации и присутствия шекспировского культурного наследия в фильмах и сериалах франшизы «Звездный путь», политические и идеологические смыслы, приписываемые шекспировским текстам массовой культурой, формы, направления, особенности и последствия интеграции и ассимиляции У. Шекспира, тексты которого принадлежат классической «высокой» культуре, в альтернативном каноне современной массовой культуры. Показан вклад проекта «Звездный путь» как элемента массового культурного дискурса в актуализацию континуитета между «высокой» и «низкой» культурами. Визуализация шекспировского наследия в массовой культуре проанализирована как форма американизации классического культурного наследия. Результаты исследования позволяют предположить, что ассимиляция «высокой» культуры в масскультурном дискурсе стала стимулом для идеологических модификаций и трансформаций современного общества, формой продвижения континуитета между «высокой» и «массовой» культурами, попыткой ревизии классического культурного канона и наследия в форме его интеграции в культурные пространства и стратегии общества потребления, основанного на массовой культуре.
Ключевые слова: массовая культура, высокая культура, Уильям Шекспир, «шекспировское» в западной культуре, сериалы, «Звездный путь», континуитет, ассимиляция, интеграция
Библиография:
Abbasi, Saeedi 2014 – Abbasi P., Saeedi A. On The Postmodernist Elements in Shakespeare's “The Tempest” // Epiphany. 2014. Vol. 7 (1). P. 255–285. doi: 10.21533/epiphany.v7i1.95
Britt 2019 – Britt R. Star Trek: Discovery Season 2 Episode 11 Easter Eggs and References // Den of Geek. 2019. March 19. URL: https://www.denofgeek.com/tv/star-trek-discovery-season-2-episode-11-easter-eggs-references/
Cantor 2000 – Cantor P. A. Shakespeare in the Original Klingon: Star Trek and the End of History // Perspectives on Political Science. 2000. Vol. 29 (3). P. 158–166.
Charnes 1997 – Charnes L. Dismember Me: Shakespeare, Paranoia, and the Logic of Mass Culture // Shakespeare Quarterly. 1997. Vol. 48 (1). P. 1–16. doi: 10.2307/2871398
Christopher 2019 – Christopher B. Star Trek’s Shakespeare Problem // Shakespeare on Stage and Off / ed. K. Graham, A. Kolentsis. Montreal: McGill-Queen’s UP, 2019. Р. 259–272.
Elson 1989 – Elson J. Is Shakespeare Still Our Contemporary? London: Routledge, 1989. 200 р.
Garber 2008 – Garber M. Shakespeare and Modern Culture // The New York Times. 2008. Dec. 10. URL: https://www.nytimes.com/2008/12/11/books/chapters/chapter-shakespeare.html
Grady 2001 – Grady H. Modernity, Modernism and Postmodernism in the Twentieth Century’s Shakespeare // Shakespeare and Modern Theatre. The Performance of Modernity / eds. M. Bristol, K. McLuskie, Ch. Holmes. New York: Routledge, 2001. P. 1–16.
Ghvinjilia 2021 – Ghvinjilia M. K’lasik’uri t’ekst’is p’ersonazhis p’ost’modernist’uli rek’onst’ruktsia // Semiot’ik’a. 2021. Oct. 21. URL: https://semioticsjournal.wordpress.com/2021/10/25/
Hawkes 1992 – Hawkes T. Meaning by Shakespeare. London–New York: Routledge, 1992. 173 р.
Hjarvard 2004 – Hjarvard S. To boldly bestride the world like a colossus: Shakespeare, Star Trek and the European TV market // European culture and the media / eds. I. Bondebjerg, P. Golding. London–New York: Intellect Ltd., 2004. P. 74.
Jose, Tenuto 2018 – Jose M., Tenuto J. Shakespeare and Trek from TOS to Discovery // Star Trek. 2018. Feb. 2. URL: https://intl.startrek.com/article/shakespeare-trek-from-tos-to-discovery
Kazimierczak 2010 – Kazimierczak K. Adapting Shakespeare for “Star Trek” and “Star Trek” for Shakespeare: “The Klingon Hamlet” and the Spaces of Translation // Studies in Popular Culture. 2010. Vol. 32 (2). P. 35–55.
Letizia 2013 – Letizia A. Shakespeare and Star Trek // Geek Frontiers. 2013. Aug. 7. URL: https://geekfrontiers.com/television-reflections/shakespeare-and-star-trek/
Mambrol 2018 – Mambrol N. Shakespeare and Post-Modernism // Literary Theory and Criticism. 2018. July 20. URL: https://literariness.org/2018/07/20/shakespeare-and-post-modernism/
Nicholas, Strader, Shoulson 2000 – The Klingon Hamlet / tr. N. Nicholas, A. Strader; ed. M. Shoulson. London–New York: Pocket Books, 2000. 240 р.
Peter-Andraş 2020 – Peter-Andraş E. Shakespeare’s Vivid Presence in the Age of Postmodernity // Postmodern Openings. 2020. Vol. 11 (3). P. 303–317.
Smith 2004 – Smith K. H. Hamlet, Part Eight, the Revenge or, Sampling Shakespeare in a Postmodern World // College Literature. 2004. Vol. 31 (4): Shakespeare and Popular Culture. P. 135–149.
Tevzadze 2021 – Tevzadze G. Gut’enbergidan – tsuk’erbergamde: nap’rali or samq’aros shoris // Semiot’ik’a. 2021. May 27. URL: https://semioticsjournal.wordpress.com/2021/05/27/
Tichenor 2019 – Tichenor A. “The heavens speed thee in thine Enterprise!”: Shakespeare in Star Trek // Shakespeare and Beyond. 2019. Aug. 27. URL: https://shakespeareandbeyond.folger.edu/2019/08/27/shakespeare-star-trek-enterprise /
Выпуск: 3, 2023
Серия выпуска: Выпуск №3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 73 — 89
Скачиваний: 281