ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ В ИНТЕРНЕТЕ: СОЗДАНИЕ МИФА О ПОЭТЕ МЕТАМОДЕРНА
DOI: 10.23951/2312-7899-2024-1-82-101
Цель представленной статьи – интерпретация современного феномена визуальной поэзии в социальных сетях с точки зрения его художественной и социальной ценности, легитимности и роли в культурном контексте. В соответствии с этой целью дано обоснование следующим позициям. Установлены пути влияния платформ социальных медиа, приводящие к эффектам, которые удалось обнаружить на настоящий момент: интерактивность, восприятие стихотворения как контента, гибридная аудиовизуальная форма, трансформация критериев литературности под влиянием правил функционирования социальных сетей и стремления к популярности и коммерческому успеху, инструмент построения цифровой идентичности, перформативность. Все перечисленное влияет на трансформацию привычек потребления поэтического контента, а также его оценки. Определено, как поэты развивают свою виртуальную идентичность и как это влияет на создаваемый ими контент, который имеет характеристики подлинного и фальшивого одновременно. Их творчество, как и создаваемый ими образ, колеблется между двумя этими полюсами, что передает амбивалентное эмоциональное послание. Во главу ставятся субъективное переживание человека и опыт, получаемый в его процессе. Попытки поэтов балансировать между ролями инфлюенсера и традиционного поэта приводят к созданию мифологизированного образа с помощью способа ведения аккаунта, определенных лингвистических и визуальных маркеров внутри постов. Кроме того, стихи обладают терапевтическими свойствами, так как приходят в форме ежедневного эмоционально-визуального опыта. Они также не только имеют личную ценность для человека, но и транслируют важные социальные призывы, актуальные для западной массовой культуры в данный момент времени. С обозначенных позиций изучаемый поджанр медиатекстов продуктивно рассматривать через движение западной культуры за пределы постмодерна, в сторону развивающегося в настоящее время метамодернизма, для которого характерна попытка сбалансировать оппозицию «искренность vs ирония». Метамодернизм соединяет в себе только формирующиеся различные состояния культуры, пришедшие на смену постмодерну, поэтому термин не обладает стабильностью и точностью. Однако в рассматриваемой поэзии можно отметить характерное для нее использование модернистских техник в новом контексте и с иными целями. На первый план выходит сознательная попытка соединить несоединимое, а именно противоположные полюсы бинарных оппозиций, которые постмодерн пытался деконструировать. В результате представленного исследования обнаружены тенденции, ведущие к тому, что рекуперативные качества литературы и искусства становятся важными в современном обществе, выявлены новые характеристики современного состояния поэзии, которая переходит от элитарности к утилитарности и деиерархичности.
Ключевые слова: социальные сети, визуальная поэзия, метамодернизм, Новая искренность, миф
Библиография:
Борисов и др. 2019 – Борисов Е. В., Ладов В. А., Мелик-Гайказян И. В., Найман Е. А., Суровцев В. А., Юрьев Р. А. Проблемы современной философии языка / под ред. Е. В. Борисова. Томск: Изд. Дом Том. гос. ун-та, 2019.
Мелетинский 2000 – Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. М.: РГГУ, 2000.
Мелик-Гайказян 2022 – Мелик-Гайказян И. В. Семиотическая диагностика расщепления траекторий мечты о прошлом и мечты о будущем // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2022. Т. 13, № 4 (114). doi: 10.18254/S207987840021199-7
Неклюдов 2000 – Неклюдов С. Ю. Структура и функция мифа // Мифы и мифология в современной России. М.: АИРО-XX, 2000. Вып. 9. С. 17–38.
Afanasjeva et al. 2020 – Afanasjeva O. V., Baranova K. M. Chupryna O. G. Precedent Phenomena as Symbols of Cultural Identity in YA Fiction // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences: Conf. proc. 2020. P. 1098–1106.
Atkinson, McCabe 2020 – Instagram Poetry for Everyday / ed. by J. Atkinson, C. McCabe; Southbank’s Centre’s National Poetry Library. London: Laurence King Publishing Ltd., 2020.
Barr 2006 – Barr J. American Poetry in the New Century // Poetry. 2006. Vol. 188 (5). P. 433-441.
Brunton 2018 – Brunton J. Whose (Meta)modernism?: Metamodernism, Race, and the Politics of Failure // Journal of Modern Literature. 2018. Vol. 41 (3). P. 60–76.
Byager 2018 – Byager L. Roll your eyes all you like, but Instagram poets are redefining the genre for millennials // Mashable. 2018. URL: https://mashable.com/article/instagram-poetry-democratise-genre/
Dera 2021 – Dera J. Evaluating poetry on COVID-19: attitudes of poetry readers toward corona poems // Journal of Poetry Therapy. 2021. Vol. 34, is. 2. P. 77–94.
Farmer 2015 – Farmer M. “Cloaked In, Like, Fifteen Layers of Irony”: The Metamodernist Sensibility of “Parks and Recreation” // Studies in Popular Culture. 2015. Vol. 37 (2). P. 103–120.
Granic et al. 2020 – Granic I., Morita H. Scholten H. Young People’s Digital Interactions from a Narrative Identity Perspective: Implications for Mental Health and Wellbeing // Psychological Inquiry. 2020. Vol. 31 (3). P. 258–270.
Hesse et al. 2011 – Hesse B. W., O'Connell M., Augustson E. M., Chou W.-Y. S., Shaikh A. R., Rutten L. J. F. Realizing the Promise of Web 2.0: Engaging Community Intelligence // Journal of Health Communication. 2011. Vol. 16, sup. 1. P. 10–31.
James, Seshagiri 2014 – James D., Seshagiri U. Metamodernism: Narratives of Continuity and Revolution // PMLA. 2014. Vol. 129 (1). P. 87–100.
Kaur 2015 – Kaur R. Milk and Honey. Kansas City, MO: Andrews McMeel Publishing, 2015. URL: https://openlibrary.org/works/OL17606111W/Milk_and_Honey?edition=key%3A%2Fbooks%2FOL27132601M
Kersten, Wilbers 2018 – Kersten D., Wilbers U. Introduction: Metamodernism // English Studies. 2018. Vol. 99 (7). P. 719–722.
Korotkevich 2020 – Korotkevich D. O. A Foreign Country as a Subject of American Mass Media Discourse // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences: Conf. proc. 2020. P. 425–433.
Leeker et al. 2017 – Leeker M., Schipper I., Beyes T. Performativity, performance studies and digital cultures // Performing the Digital: Performance Studies and Performances in Digital Cultures / ed. by M. Leeker, I. Schipper, T. Beyes. Transcript Verlag, 2017. P. 9–18.
Lloyd 2019 – Lloyd A. I Faked My Way as an Instagram Poet, and It Went Bizarrely Well // The VICE Magazine. 2019. URL: https://www.vice.com/en/article/zmjmj3/instagram-poetry-become-successful-scam
MacCracken 2019 – MacCracken P.S. Toward an #instapoetics: on the Poetry and Poets of Instagram: MA thesis. Georgia State University, 2019.
Vermeulen, Akker 2010 – Vermeulen T., Akker R. van den. Notes on Metamodernism // Journal of Aesthetics & Culture. 2010. Vol. 2 (1). doi: 10.3402/jac.v2i0.5677
Vishnevetskaya, Solyanko 2020 – Vishnevetskaya N. V., Solyanko E. A. Significance of Various Types of Discourse in Intercultural Communication Training // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences: Conf. proc. 2020. P. 132–139.
Watts 2018 – Watts R. The Cult of the Noble Amateur // PN Review 239. 2018. Vol. 44 (3). URL: https://www.pnreview.co.uk/cgi-bin/scribe?item_id=10090
Welsch 2020 – Welsch J. The Selling and Self-Regulation of Contemporary Poetry. London; New York: Anthem Press, 2000. doi: 10.2307/j.ctvr694t6
Выпуск: 1, 2024
Серия выпуска: Выпуск №1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 82 — 101
Скачиваний: 273