Поиск
Warning: Undefined array key "102//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "102//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "102//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "102//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "102//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "102//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "102//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "102//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "102//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "102//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "102//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | В статье рассматриваются принципы построения визуального образа православия, а также связанные с этим особенности трансляции религиозных ценностей в культуру современного общества. Делается вывод о том, что современные проблемы восприятия православия обществом во многом связаны с особенностями его трансляции, имеющими глубокие культурные корни. Ключевые слова: визуальный образ, обратная перспектива, православие, сакральное пространство, вербальный текст | 1694 | ||||
2 | В докладе рассматривается визуальная составляющая православного бо гослужения, её роль и место в богослужении, принципы трансляции религи озного содержания, основания появления и особенности символизма в бого служении, отношение к символу в разных культурноисторических условиях. Делается вывод о ведущей роли визуальных образов в трансляции сакраль ного содержания религии, что связано с особенностями религиозного опыта, составляющего основу религии. Анализируются формы и способы передачи религиозного содержания через образысимволы, которые рассматриваются в аспектах символики богослужения в целом и отдельных его элементов. Рас сматриваются также исторически сложившиеся варианты отношения к сим волу в богослужении в Византии и в России. Ключевые слова: визуальный образ, православие, богослужение, символизм, обратная перспектива | 1515 | ||||
3 | Статья посвящена смысловому содержанию и семиотическим трансформациям «Шествия на осляти», совершавшегося в России XVI–XVII вв. в Вербное воскресенье и воспроизводившего Евангельское событие Входа Христа в Иерусалим. Анализируется роль пространственной иконы в распространении религиозных ценностей, особенности распространения пространственной иконы в России. Рассматривается происхождение «Шествия на осляти» и смысловые трансформации, возникшие при осмыслении содержания этого действа в России. Делается вывод о том, что содержание «Шествия» в России существенно обогатилось: происходило глубокое осмысление событий Священной истории и их активное переживание, когда элементы мирской жизни во всех их проявлениях получают сакральный смысл. Вместе с тем, со второй половины XVII в. происходит постепенная десакрализация обряда, связанная с общими тенденциями секуляризации и обмирщения. Ключевые слова: «Шествие на осляти», Вербное воскресенье, пространственная икона, сакральное пространство, Покровский собор, символика богослужебных облачений, символика вербы, секуляризация, десакрализация | 1688 | ||||
4 | Статья посвящена истории, содержанию и проблемам актуализации в пространстве современной культуры Чина умовения ног в Великий Четверг, воспроизводящего евангельские события Тайной Вечери. Чин умовения ног в настоящее время возрождается в богослужебной практике Русской православной церкви. В статье рассматривается происхождение и история чина, а также специфика его совершения в Иерусалимской церкви и в России. Анализируются особенности трансляции духовных ценностей через пространственные иконы в связи со спецификой культуры устного слова, а также проблемы актуализации пространственной иконы в культурах с экстраординарной ролью письменного дискурса, связанные с постепенным нарастанием отстранённости участников от смыслового содержания «действа» и его десакрализацией. Автор делает вывод о том, что актуализация пространственной иконы в современных условиях требует ликвидации отчуждённости человека от культурных феноменов, преодоления его статуса как потребителя информации, перехода от пассивного восприятия к активному переживанию. Ключевые слова: чин умовения ног, православие, богослужение, пространственная икона, культура устного слова, книжность, письменный дискурс, слово, образ | 1375 | ||||
5 | В статье анализируется интерпретация Священной истории в чине Пещного действа, совершавшемся в Русской православной церкви в XVI–XVII вв. Рассматривается происхождение и содержание богослужебного чина, проблема границ священного и мирского в Пещном действе, проблема интерпретации Тринитарного догмата, особенности интерпретации событий Священной истории. Делается вывод о том, что установка на экзистенциальное переживание Священной истории приводила к подвижности границы священного и мирского в чине Пещного действа, что обусловливало особый взгляд на Тринитарный догмат и особое отношение к событиям Священной истории, актуальным для верующих не только в литургической, но и в повседневной жизни. Со второй половины XVII века происходит постепенная десакрализация обряда, связанная с общими тенденциями секуляризации и обмирщения, что приводит к превращению действа из богослужебного в театральное. Вместе с тем, интерпретация Священной истории как актуальной в настоящем времени продолжает существовать в рамках культуры старообрядчества. Ключевые слова: Пещное действо, православие, Тринитарный догмат, пространственная икона, священное, мирское, секуляризация, десакрализация | 1294 | ||||
6 | В статье анализируется одно из наименее исследованных богослужебных действ – действо о Страшном Суде, совершавшееся в Русской православной церкви в XVII веке. Рассматривается происхождение и содержание богослужебного чина, пространство действа, специфика его участников и особенности совершения действа. Специфика пространства действа, масштабность числа и состава его участников, содержание, связанное с конечными судьбами мира, делают действо о Страшном Суде кульминацией развития богослужебных действ. При этом цели действа достигаются при минимуме выразительных средств в сочетании с большим по объёму и насыщенным символическим содержанием. Выявленные особенности действа позволяют поставить вопрос о типологических характеристиках богослужебного действа, а также о способах и формах «олицетворения» событий Священной истории в богослужебном действе и в богослужении в целом. Ключевые слова: богослужение, богослужебное действо, Страшный Суд, пространство священного, пространственная икона | 1313 | ||||
7 | На примере восточно-христианской традиции в статье анализируется роль религиозного культа в формировании сакральной топики православного города. Рассматриваются особенности пространства православного храма и сакрализации внехрамового пространства, а также влияние этих особенностей на градостроительную традицию на примере Византии и России. Выявляются особенности восточно-христианской градостроительной традиции, связанные с пониманием города как места Божественного присутствия, с единым сакральным центром, освящающим окружающее пространство и формирующим его. Анализируются особенности формирования сакрального центра города в Византии и России, а также формы и способы освящения городского пространства. Исследуется судьба православной градостроительной традиции и специфика её восприятия в России XVIII–XX вв. и, в частности, в Сибирском регионе на примере города Томска. Ключевые слова: православие, сакральное пространство, градостроительная традиция, город, сакральная топика, Византия, Россия, Сибирь, Томск | 1538 | ||||
8 | В статье анализируется роль религиозного культа в формировании сакральной топографии католического города. Ведущее место богослужения в традиционном религиозном сознании характерно и для восточного, и для западного христианства в период Средневековья. Именно в период Средневековья формируются города, на топографию которых оказывает влияние пространство религиозного культа. Рассматриваются особенности понимания сакрального в западной христианской традиции, специфика пространства храма, а также влияние этих особенностей на градостроительную традицию на примере cредневековой Европы. Анализ семиотического значения Креста показывает, что для западного христианства характерно понимание сакрального с позиции внешнего наблюдателя, а для восточного христианства – экзистенциальное переживание сакрального. Поэтому в западном христианстве существенным является не только Священное, но и его интерпретация человеком. С этим связано, например, использование в богослужении скульптуры. Выявляются особенности западно-христианской градостроительной традиции, связанные со спецификой понимания сакрального и особенностями взаимодействия сакрального и человека в городском пространстве. К числу таких особенностей принадлежит специфическое и противоречивое понимание города средневековыми авторами. Город понимается и как образ Небесного Иерусалима, и как место греха и плод гордыни человека. Анализируются особенности формирования центра cредневекового города на примере Вроцлава (Польша). Особенностью многих средневековых городов является постепенное формирование двух центров – духовного и светского, связанного с человеческой составляющей городской жизни (ратуша). Исследуется судьба католической градостроительной традиции и специфика её восприятия в современной Европе на примере г. Вроцлава. Делается вывод о том, что специфика понимания сакрального в западном христианстве порождает духовные проблемы в обществе, связанные с секуляризацией, но при этом обеспечивает устойчивость и преемственность градостроительной традиции. Ключевые слова: католицизм, религиозный культ, сакральное пространство, градостроительная традиция, город, романский стиль, готика, средневековый город, Польша, Вроцлав | 1601 | ||||
9 | В статье анализируется взаимодействие сакрального и мирского элементов в пространстве христианского храма, проблема границы мирского и сакрального и варианты ее решения в истории христианской церкви. Характер взаимодействия сакрального и мирского определяется космическим характером христианства. Христианство стремится к освящению окружающего мира и изменению его на Божественных началах, так как мир сотворен Богом и несет на себе Его образ. Высшей формой преображения мира является таинство Евхаристии. Конечное преображение мира, согласно христианскому учению, возможно после Второго Пришествия Христа. С первых веков существования христианства граница сакрального и мирского пространств в храме была подвижной, а богослужение предполагало активное участие мирян. В первые века христианства алтарь храма выделялся из его пространства, но не отделялся от верующих. Миряне имели возможность видеть происходящее в алтаре и участвовать в таинствах через приношения. Такие черты характерны как для Византии, так и для Руси X–XIII вв. В дальнейшем возникает проблема нарушения баланса мирского и сакрального элементов, которая по-разному решается на Западе и Востоке. Христианский Запад пошел по пути интеграции сакрального пространства в мирскую жизнь. Первоначально это проявилось в совершении молитв и тайнодействий «лицом к народу». Возникло представление, что такое совершение молитв соответствует Тайной Вечере Христа и апостолов. По той же причине место епископа в храме было перенесено ближе к молящимся мирянам. Позже произошел переход к богослужению на национальных языках. Все это привело к прогрессирующей десакрализации богослужения. По-другому развивалось богослужение на Востоке. Здесь приоритетным стало разделение священного и мирского пространств, что проявилось в увеличении высоты алтарной преграды и появлении высокого иконостаса. В дальнейшем снижается активность участия мирян в богослужении, а в XVII столетии происходит окончательное разделение сакрального и мирского пространств. В результате литургической реформы патриарха Никона изменяется положение священника. Священник понимается как носитель благодати, положение которого выше положения мирянина. Из текстов богослужения удаляются слова, имеющие мирское значение. Так возникает сфера мирской жизни, отдельная от церковной жизни. Это ведет к секуляризации культуры. Таким образом, западные и восточные христиане от христианской идеи освящения мира разными путями пришли не к освящению пространства жизни людей, а к секуляризации культуры и богослужения. Но богослужение и устройство храма на христианском Востоке, имея тенденцию к отделению своего пространства от мирского, все же в большей степени, чем Запад, сохраняет сакральное содержание христианства. Ключевые слова: сакральное пространство, мирское пространство, богослужение, богослужебный текст, храм, миряне, священники, западное христианство, восточное христианство, богослужебная реформа патриарха Никона | 790 | ||||
10 | Анализируются роль и место сибирского монастыря в пространстве города на примере Иоанно-Предтеченского женского монастыря, существовавшего с 1876 по 1922 год в городе Томске, выявляются проблемы взаимодействия традиции монастырского строительства с секуляризирующейся культурой сибирского общества XIX века. С древности монастырь являлся фактором освящения пространства как города, так и прилегающих к нему территорий. В таком случае монастыри становились как бы «спутниками» города, находясь на его окраинах – месте взаимодействия с неосвященной окружающей территорией. Кроме того, существовала практика сооружения монастырей вне города, если речь шла о миссионерстве среди нехристианских народов. Процесс присоединения Сибири к Русскому государству идёт в условиях постепенной секуляризации культуры, нарастания влияния светского элемента. Поэтому известные традиции монастырского строительства продолжают существовать, но постепенно изменяются. Дальнейшая секуляризация культуры, а также государственная политика ограничения монашества, которую проводит правительство с XVIII века, приводят к тому, что сакральная и градообразующая роль монастыря как духовного центра перестает восприниматься городским сообществом. К концу XIX века городские власти начинают воспринимать монастырь не как сакральный объект, а как конкурента города, претендента на городские земли. Анализ структуры и составляющих пространства Томского Иоанно-Предтеченского женского монастыря позволяет говорить о том, что ему в целом удалось сохранить символическую структуру пространства обители. Столкновение традиции и ценностей, которые представляет монастырь, с секулярной культурой приводит в начале XX века к разрушению монастыря, а затем к полной десакрализации его пространства. В условиях сложного отношения городского сообщества к монастырю как части пространства города, а также переформатирования бывшего пространства обители выходом являются историческая реконструкция и музеефикация территории бывшего монастыря. Ключевые слова: городское пространство, символика, Томск, Иоанно-Предтеченский монастырь, строительство, архитектура, историческая реконструкция | 581 |