Поиск
Warning: Undefined array key "3150//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "3150//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3150//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3150//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Греческие художники раскрашивали статуи. Этот факт, подтверждаемый как изобразительными и литературными источниками, так и современными реконструкциями, всё ещё не до конца принимается даже специалистами, что нередко приводит к неточным переводам и ошибочным толкованиям античных текстов. Так, к примеру, andrianta graphonta (Платон, Государство 420 c 4) указывает на раскрашивание статуи, а не картины; точно так же circumlitio в 86 письме Сенеки означает разноцветную раскраску, а не вощение, как мы это находим в русском переводе. В статье я подробно разбираю основные литературные источники, указывающие на раскрашивание статуй в античности, и предлагаю их уточнённые переводы. Античная техника раскрашивания скульптуры иллюстрируется в заключение на примере надгробной статуи прекрасной девушки по имени Фрасиклея (IV в. до н. э., Афинский национальный музей; Brinkmann et al. 2010). Ключевые слова: античная эстетика, научные методы реконструкции античных памятников, краски, цвет, греческие статуи, Еврипид, Платон, Плиний, Квинтилиан, Плутарх | 1747 | ||||
2 | Описывая деятельность Пифагора в Кротоне, Ямвлих пересказывает содержание его моральных наставлений, обращённых в разное время к юношам, правителям, детям и женщинам. Самые ранние свидетельства о речах Пифагора восходят к IV в. до н. э. О них упоминает сократик Антисфен (450–370 до н. э.), историки Дикеарх, Тимей, и Исократ. В данной работе я бы хотела рассмотреть содержание речей Пифагора, переданных Ямвлихом, более детально и предложить новую интерпретацию известного рельефа из Берлинского музея античного искусства. Рельеф был найден в Афинах и датируется I в. до н. э. На нём изображены сидящий полуобнажённый бородатый мужчина, юноша, стоящий за его креслом, и три человека перед креслом – мальчик, полуобнажённый пожилой мужчина и девушка. Наше внимание также притягивает большая буква «Пси», изображённая в раме над всеми персонажами. Сравнение Пифагоровых речей и изображённой на рельефе сцены позволяет интерпретировать её следующим образом: сидящий мужчина, который без сомнения является философом, может быть пифагорейцем или даже самим Пифагором; он прибыл в город в сопровождении своего ученика и обращается с моральными наставлениями к разным социальным группам, символически представленным на рельефе в образе мальчика, пожилого мужчины и девушки. Я также предполагаю, что буква «пси» символизирует пифагорейское учение о душе (psyche), а сам рельеф был не надгробным, а служил в качестве детали школьного или домашнего интерьера. В качестве альтернативной интерпретации можно предположить, что сидящий мужчина является семейным доктором. Ключевые слова: образ философа, Пифагор, античный рельеф, школы в античности, Асклепий | 1257 | ||||
3 | Основная цель данной работы заключается в создании цельной картины расположения и устройства Академии Платона и так называемого «Дома Прокла» в Афинах, который являлся одним из мест, где преподавали афинские неоплатоники в V–VI вв. н. э. Достижению этой цели способствует комплексное изучение как археологических, так и биографических письменных свидетельств. Данный подход, характерный для школы «Анналов», позволяет прикоснуться к бытовой стороне жизни и обеспечить исследователю и читателю более близкие отношения с изучаемым периодом. Именно в случае платоновской Академии и дома Прокла у нас имеется и достаточная материальная база, и свидетельства современников. Эти объекты были выбраны для изучения ещё и потому, что представляют собой два разных подхода к ведению философской жизни и способу передачи знания. Можно сказать, что мы видим здесь, с одной стороны, эволюцию образовательной системы от свободного рассуждения во время прогулки до более известного в современном мире лекционного варианта. С другой стороны, мы можем наблюдать в настоящий момент возвращение к первой версии системы в виде организации научной жизни вдали от густонаселённых центров городов в форме университетских кампусов. Ключевые слова: топография Афин, Академия Платона, гимназий, перистиль, экседра, афинская школа неоплатонизма, Прокл, Марин, университет | 917 |