Поиск
Warning: Undefined array key "3152//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "3152//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3152//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3152//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3152//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Человек находит себя в мире не как чистый разум или сознание, но как воплощённое существо. Это воплощение не есть простой природный факт, человек не является продуктом собственного тела, наоборот, люди в истории всегда делали свои тела собственными предметами и представлениями. Французский антрополог М. Мосс считал, что для построения целостной концепции человека мы должны использовать результаты различных наук – социологии, психологии и физиологии. В данной статье понятие «техники тела» рассматривается через призму теории движений, разработанной классиком отечественной психофизиологии Н. А. Бернштейном. Тело человека выполняет роль медиа. Осмысление мира может осуществляться через тело и чувства, а не только с помощью логики и языка. Ключевые слова: техники тела, М. Мосс, строение движений, Н. А. Бернштейн, символические координации, жест, медиа, образ | 1941 | ||||
2 | Понятие ландшафта поначалу складывается в географии, оно отображает физическое пространство. В географических описаниях чётко выделяются горные вершины, хребты, болота и равнины, но ни пространство, ни время ландшафта не могут быть поняты отдельно от социальных практик. В Новое Время идею ландшафта связывают уже с эстетическим опытом пейзажной живописи. Более широкий поэтический и драматический смысл ландшафта подчёркивается в романтизме. В экологических движениях к этой теме добавляются этические споры об ответственности человека. Глобализация открывает важность ландшафта в формировании идентичности людей. Эффект ландшафта сравнивают с воздействием идеологии. Артефакты представлены вещами, в окружении слов и визуальных событий они образуют предметные, символические и образные слои ландшафта. Палимпсест – явление в истории письма, когда новые слои писались поверх прежних. Городской ландшафт – это пространство практик, в которых разнообразные артефакты выполняют роль медиа, они придают продуктам деятельности объективированную форму, задают канву общественного пространства. Ключевые слова: артефакт, культурная география, ландшафт, опосредствование, технологии объектификаций, жест, символ, образ, изображение, медиа | 1175 | ||||
3 | Репрезентация – это представление одного явления в другом и посредством другого. Цель статьи – рассмотреть границы применения понятия репрезентации к опыту производства и использования техногенных изображений. Изображения – это особого рода артефакты, это не слепки или двойники предметов. Неправильно думать, что в них копируются формы уже видимого мира, копировать можно изображения, а не предметы. В изображениях скорее производятся формы, которые еще только становятся видимыми. После талантливого рисовальщика, как и фотографа, мир заметно прирастает в плане видимого. В объем коммуникативной компетентности человека входит задача не только научиться говорить. Освоиться со светом – это научиться видеть и научиться быть видимым, обращаться со светом в этом смысле столь же важно, как и обращаться с алфавитом. Не менее важно то, что видящий субъект – это говорящий субъект. Зрение как раз нужно, чтобы говорить, что человек видит или не видит. В опыте восприятия пересекаются различные активности, условно можно выделить телесную, символическую и образную составляющие. Именно поэтому в составе культурного ландшафта выделяют вещественные, вербальные и визуальные артефакты. Они вовлекаются в работу памяти – дискурсивной и образной. Символы – это то, чем обмениваются субъекты коммуникации, ими задается горизонтальный вектор связи людей. Образы не обязательно вовлечены в обмен и тяготеют к целостно- континуальной форме как и сакральные предметы. Визуальный поворот заключается не в том, что ученые вдруг «открыли» для себя и для других изображения и готовы «закрыть» языковой мир. Поворот заключается в отказе признавать «естественным» доминирование символов над образами. От человека эпохи модерна в первую очередь ожидали способности рационально интерпретировать реальность. Такие процедуры понимались как мышление, разум. И если на стороне человека обнаруживались какие-то иные знаковые формации, то их приходилось с ритуальными сожалениями редуцировать к «неразумному». Эмоции, чувства, аффекты и сегодня часто отождествляются с природным наследием, но не культурными началами. В статье ставится под сомнение утверждение, что фотография – это репрезентативная система языкового типа. Показывается, что в фотографии мы имеем дело с прямым присутствием мира, показывается, что призывы «читать фотографии» остаются лишь метафорами, что функции фотографии в культуре не сводятся к коммуникативной передаче информации. Будучи образной системой, фотография всегда окружается речью, она адресуется к желаниям и чувствам, воображению и эмоциям людей. Она обращается в сторону, противоположную репрезентации. В ней содержится запрос на развитие нерепрезентативного подхода к визуальным артефактам культуры. В нерепрезентативном подходе эмоции не противопоставляются рациональности, рассматриваются как вариант мышления. Такое мышление разворачивается в категориях тела (жеста) и аффекта. Мысль помещается в действие, а действие помещается в мир, когнитивное и аффективное в опыте не находятся в противоречии. Репрезентативные и нерепрезентативные подходы служат предпосылками для разных стилей мышления, выбор такого стиля и определяет границу действия принципа репрезентации. Ключевые слова: образ, техногенные медиа, восприятие фотографии, репрезентация, нерепрезентативный подход, когнитивное, аффективное | 1300 | ||||
4 | Рисование и рассматривание изображений тесно связаны с воображением, фундаментальной характеристикой человеческого интеллекта. Прогресс цифровой техники сегодня делает возможным производство техногенных изображений, но обнаруживается, что здесь все равно нужен какой-то опыт обычного рисования, вдобавок необходимо обладать еще и философским пониманием обстоятельств, приводящих к фигуре «человека рисующего». Между ландшафтом и рисованием существует двойная связь: нарисованный ландшафт часто рассматривается как событие эстетическое, он становится предметом искусствознания; вместе с тем рисование разворачивается внутри ландшафта. Тогда рисунок выступает уже как артефакт, как событие онтологическое, относящееся к порядку бытия. Исследования «человека рисующего» (Homo pictor) – это не узкая область эстетического опыта и художественного воспитания, это проблема философской антропологии. При каких обстоятельствах и для решения каких задач складывалась такая способность рисующего воображения? Ответ на данный вопрос (и соподчиненные ему вопросы) получен с помощью методов феноменологии и на основе обсуждения отдельных работ в области нейробиологии. Актуализирована идея, что рисунок – это вынесенный вовне паттерн восприятия, способный играть роль медиа, служить базой эмоций и чувств. В статье исследование «человека рисующего» привело к формулировке (и / или уточнению) новых для философии проблем: связи когнитивного и аффективного в опыте телесности, связи презентативного и репрезентативного в опыте видения. Полученный ракурс побуждает ставить под вопрос основные дихотомии модерна в понимании человеческого творчества. Ключевые слова: тело, зрение, движение, жест, изображение, медиа, репрезентация, эйдос и реальность, эмоции и чувства, Ганс Йонас | 452 |