Поиск
Warning: Undefined array key "3187//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "3187//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3187//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3187//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3187//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3187//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3187//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3187//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3187//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | В докладе ставится проблема возврата к базовым схемам и конструктам мышления, которые были выработаны в своё время в классической философии, начиная с античных авторов. Эти схемы и конструкты предполагали осуществление феноменологического сдвига, то есть открывания сути вещей, целому миру, формирование такого умозрения, которое позволяло бы видеть мир как есть. В неклассической ситуации феномен превращённых форм ставит проблему недоступности этого мира как он есть и необходимости преодоления этой закрытости. Вводится представление о визуализации как о феноменологическом сдвиге и построении органа видения. Приводятся примеры из истории культуры, показывающие разные представления о феномене у разных авторов. Автор статьи вводит понятия визуализации и феноменологического сдвига в более широкий контекст антропопрактики, построения архитектоники личности. Ключевые слова: феномен, визуализация, феноменологический сдвиг, архитектоника личности, феномен личности, органон личности. | 1145 | ||||
2 | В работе описан генезис идеи пути как метода познания. Автор допускает, что в культуре исторически первым было представление о познании мира и себя в этом мире как пути. Затем по мере развития цивилизации всё более стал доминировать метод познания как захвата, а исследование мира стало строиться по принципу фиксации и добычи объекта познания. Ключевую роль в обоих случаях играет визуализация и зрительный опыт. Автор показывает, что в разных парадигмах познания зрение играет разную роль. В методе захвата зрение становится орудием захвата. В методе пути зрение становится способом видения смысла сущего и обозначения своего места в мире. Ключевые слова: метод, путь, визуальное путешествие, захват | 1101 | ||||
3 | В статье описана ситуация смены представлений о среде обитания человека на примере образов и планов городов. Показано, что образ идеального города-утопии уступает место образу города как способа жизни и обитания. Вследствие этого происходит переход от попыток точного изображения и схватывания города и пространства в картах и схемах, метрически сохраняющих в масштабе объект изображения, к описанию города и пространства в идее картоида. Последний понимается как знаково-символическое изображение способа действия при освоении человеком пространства. Автор показывает, что картоид как идея и метод естественным образом возник в ситуации необходимости описания человеком своей навигации, при необходимости маршрутизации им своего продвижения и освоения пространства. В статье приводятся примеры карт и картоидов конкретных городов и территорий. Ключевые слова: город, образ города, антропология города, пространство города, карта, картоид, навигация, регион | 934 | ||||
4 | В статье даётся концептуальное различие доктринального и навигационного методов, применяемых в антропологии. Первый предполагает стремление к сущностным и объектным определениям человека. Второй предполагает выстраивание практик ориентирования и навигации с целью поиска человеком событийного места в бытии. В работе анализируется опыт применения введённого автором статьи концепта антропологической навигации в конкретных визуальных и педагогических практиках. Даётся описание инструмента антропологической навигации, антропоидного картоида, и способа работы с ним. Проводится различие географического картоида и антропоидного картоида. Автор проводит анализ опыта разработки картоидов для применения их к конкретным ситуациям, связанным с выстраиванием личностных жизненных траекторий. Описаны первые уроки данного опыта. Ключевые слова: антропологическая навигация, антропоидный картоид, географический картоид, ресурсная карта, место в бытии, траектория личной жизни, онтологическая топика самоопределения | 1133 | ||||
5 | В работе вводится рамочное представление о предмете городской антропологии на основе анализа различия классического урбанизма и так называемого нового урбанизма повседневности. Классический урбанизм связан с попыткой описания и объяснения города как особой реальности, с попыткой построить теорию города и представить его в определённом устойчивом конструкте. Согласно этому конструкту, в городе представлен центр, границы, периферия, устойчивые модели и способы проживания. Такое представление идёт от модели древнего города, имеющего свой сакральный (храмовый) центр, к которому вели все дороги. Неоурбанизм повседневности пытается удержать в своём представлении текучесть повседневного города, в котором важны не объекты и здания, а люди, в нём живущие. Урбанизм повседневности пытается прочувствовать город изнутри и не как объект, а как пространство проживания и событийности. Для такого понимания предлагается иной способ освоения городского пространства – так называемое фланёрство как метод. В статье описывается специфика фланёрства и ограничения этого метода. В работе предлагается инструмент фланёра – картоид, отличный от ментальной карты. Для составления картоида представлены ключевые реперы, требования для его составления – опора, ориентир, место, граница, горизонт. Ключевые слова: урбанизм, повседневность, урбанизм повседневности, городская антропология, фланёр, ментальная карта, картоид, навигация | 1474 | ||||
6 | Статья посвящена одной из ключевых проблем городской антропологии и урбанистики, связанной с темой человекоразмерности города. Автор проводит анализ понятия «человекоразмерность», обсуждает введение в науку этого понятия методологом и философом науки М. К. Петровым. На примере генезиса античного города в статье анализируется три класса критериев человекоразмерности города: город с точки зрения сакрального начала-истока, порождающего феномен города; город с точки зрения социальной меры и рождения античного полиса как собрания горожан (гражданство и голос гражданина как мера города); город с точки зрения физического, телесного пространства обживания города. В статье описан феномен генезиса города в категориях городского планирования и его первый опыт – Гипподамов город. В связи с телесным критерием мерности обсуждаются примеры и практики освоения городского пространства с применением различных мер и мерностей, связанных с человеческим телом, начиная с античного полиса и заканчивая современным опытом возрождения идеи телесности города и связанного с этим такого персонажа городской жизни, как пешеход. В статье обсуждаются такие меры, как тело, ладонь, пядь, фут, стадий, шаг. Обсуждается также проблема связи идеи человекоразмерности и идеи мерности бытия (на примере анализа Хайдеггером тезиса Протагора о человеке как мере всех вещей). В заключении автор обсуждает проблему утраты человекоразмерности в современных мегаполисах и попытки возродить мерность человека в городе через фигуру пешехода (исследования и практики по городской пешеходной антропологии). Ключевые слова: мера, человекоразмерность, город, мера города, городская антропология, античный полис, Гипподамов город | 991 | ||||
7 | Этой работой начинается серия статей, в которых автор ставит проблему связи жизни и биографии философа с жизнью и биографией города. Через выявление событийных связок между биографией конкретного человека-философа и мест в городах, в которых проходила эта жизнь, автор предлагает рассмотреть следующий вопрос: как делается, как формируется автобиография места. Автор рассматривает специфику философских автобиографий через призму биографии города. В статье предлагается рабочая модель реконструкции места обитания автора. Схема реконструкции заключается в попытке восстановления места обитания автора и событий его жизни с помощью выделения слоёв, состоящих из так называемых «единиц» и «организованностей». Единцами реконструкции выступают артефакты (вещи, предметы, материальные объекты, результаты деятельности), знаки (тексты, знаковые структуры), ценности и смыслы, события и действия. Артефакты формируют такую организованность, как городские инфраструктуры. Знаки формируют город-текст. Ценности и смыслы формируют память города. Из событий и действий складывается повседневная жизнь в городе. У каждого автора в итоге формируется своя траектория жизни, его автобиография, состоящая из этих единиц, которые затем исследователи восстанавливают и реконструируют. Каждая конкретная биография конкретного философа будет рассматриваться на языке предложенного конструкта. В данной статье анализируется биография М. М. Бахтина. Показано, что источники биографии Бахтина (артефакты, тексты и др.) весьма скудны. Тексты отрывочны и не полны. События и действия скрыты и трудно восстановимы. Ценности и смыслы, разумеется, приходится реконструировать. В результате Бахтин как автор подтверждает своей биографией собственный тезис о вненаходимости и неокончательности мысли и действия автора. Сам философ всячески стремился как бы исчезнуть с географической карты территории проживания, заставляя исследователей больше заниматься интерпретацией и реконструкцией жизни автора, нежели анализом реальных фактов его жизни. Вместе с тем, даже исчезающая событийная точка, какой для последующих исследователей является Бахтин как автор, ярко показывает несовпадение его с самим собой и авторефлексивный, событийный характер автобиографии философа в принципе. Ключевые слова: автобиография, философская автобиография, визуализация памяти, город, место, артефакт, событие, текст города | 824 | ||||
8 | Статья является продолжением серии работ, посвящённых исследованию связи жизни философа, с одной стороны, и местом его обитания, с другой. Автор показывает, как «труды и дни» конкретного философа фактически посредством событий, автором которых выступает философ, формируют и биографию мест его обитания, до того зачастую мало известных, в которых происходили эти события. Делается вывод, согласно которому биография и автобиография философа заключается не только в его идеях и написанных сочинениях, но и в том, чтобы оставлять событийные следы в местах обитания, которые затем, после ухода их носителя, сами начинают говорить за него и рассказывать его биографию. В прошлой статье проблема автобиографии места обсуждалась автором на примере жизни М. М. Бахтина. В данной статье автор рассматривает эту тему на примере отечественного философа и методолога Г. П. Щедровицкого. Показано, что Г. П. Щедровицкий выстраивал и свою жизнь, и разрабатываемую им методологию как миссию, как культурное задание. Биография Щедровицкого отличается тем, что он организовывал её как экстерриториальную траекторию, воплотив фактически идею личностной навигации. На материале личных свидетельств и свидетельств других авторов, а также автобиографических текстов Г. П. Щедровицкого автор статьи показывает примеры таких событийных следов, которые оставлял Г. П. Щедровицкий. Показано, что в разных местах, ранее неизвестных научному миру, вдруг создавались очаги мышления и действия и эти места становились новыми интеллектуальными центрами. Ключевые слова: визуальное пространство, автобиография, философская автобиография, биография философа, город, место, событие, свидетельство. | 933 |