Поиск
Warning: Undefined array key "3902//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "3902//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3902//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Формирование «философского горизонта» новоевропейской науки осуществлялось не только усилиями научного сообщества. Научная революция Нового времени была подготовлена искусством Альберти, Леонардо и других мастеров эпохи Возрождения. Теория и практика живописи эпохи Возрождения, свидетельствует о визуальной проработке тех философско-мировоззренческих установок, которые в дальнейшем стали основанием новоевропейской науки. Сюда относятся такие принципы как геометризация природы и науки, преодоление аристотелевско-схоластического разрыва между физикой и математикой, между естественным и искусственным, между надлунным и подлунным мирами. Живописцы эпохи Ренессанса вписывают небесное и земное в геометрические формы пирамиды, треугольника и др. В теории и практике ренессансной живописи геометрия признается универсальным законом, действующем как подлунном, так и в надлунным мирах. Математические основания природы разрабатывались мастерами ренессанса в виде теории перспективы и теории пропорций. При этом ренессансная математическая перспектива не извлекалась из постижения явлений, а вносилась в действительный мир в качестве композиционного начала. Это свидетельствует о том, что живописцы Возрождения исходили из априорного тезиса о математическом порядке природы, и старались подтвердить этот тезис на визуальном уровне, через изображение телесного мира с помощью математического закона перспективы и теории пропорций. Ренессансные творцы понимали, что сделанное руками человека и созданное творцом в одинаковой мере подчиняется общим природным законам. Рисунки Леонардо, можно истолковать как визуализацию инженерного мышления, распространенного не только на механизмы, но и на природные объекты, на строение человеческого тела. Анатомический рисунок Леонардо можно интерпретировать как технический чертеж, наглядно демонстрирующий устройство изображенного объекта. В этом отношении рисунки Леонардо предвосхитили формулировку механистического принципа, ставшего одним из основных в новоевропейской науке и утверждавшего отсутствие принципиальной разницы между естественным и механическим. Пример ренессансной живописи показывает, что фундаментальные философско-мировоззренческие представления, а также мировоззренческие сдвиги, переход к новым базовым идеям, касающимся пространства, времени, места человека в универсуме выражаются одновременно несколькими способами. А именно, в визуальных образах и знаково-символической форме, в научных концепциях, в философии, литературе и искусстве определенной эпохи. Между различными культурными практиками, как например, между философией, наукой и искусством, постоянно осуществляется коммуникация, обмен информацией, перевод со знаково-символического языка на образный и наоборот, визуализация не-образной информации. Ключевые слова: визуальное, новоевропейская наука, живопись Ренессанса, теория перспективы, теория пропорций | 982 | ||||
2 | Одним из направлений, расширяющих наше представление о принципах и механизмах работы человеческого мышления, является изучение визуального мышления. В настоящей статье рассмотрены три основных подхода к изучению визуального мышления. Психологический подход выделен на основании анализа работ Р. Арнхейма, который показал возможность понимания визуального восприятия в терминах психологии мышления. Зрительное восприятие Р. Арнхейм представил как способ мышления, в ходе которого осуществляется выделение существенных свойств наблюдаемых предметов, общих для класса предметов. Наличие большого количества визуальных интуиций в философской гносеологии может служить косвенным подтверждением правомерности и актуальности психологического подхода. Нейроэстетический подход выделен в результате анализа работ С. Зеки и В. Рамачандрана. Основатели нейроэстетики пришли к выводу о том, что зрительное восприятие является не отображением предмета глазом, а активной деятельностью мозга по достраиванию или моделированию предмета, осуществляемым по определенным законам, таким как «закон максимального смещения», «закон изоляции», «закон симметрии» и др. Развивая идеи нейроэстетиков, можно заметить, что указанные законы зрительного восприятия подходят для описания процедур абстрагирования и идеализации. Представляются перспективными широкая трактовка законов зрительного восприятия и распространение их на интеллектуальные процедуры. Гносеологический подход рассмотрен на примере понятия «точки зрения», которое отсылает одновременно и к визуальному, и к абстрактному мышлению. Понятие «точки зрения» И. Хладениус использовал в методологии исторического познания, истолковав последнее как видение прошлого под определенным углом. Другим вариантом разработки понятия «точки зрения» является концепция Ф. Анкерсмита. Будучи представителем нарративной философии истории, Ф. Анкерсмит трактует «точку зрения» как нарративную субстанцию, позволяющую связать отдельные высказывания в целостный исторический нарратив. Понятие «точки зрения» свидетельствует о трактовке исторического познания как определенного видения прошлого, об интерпретации исторического исследования в терминах визуального мышления. Все три указанных направления указывают на глубокую взаимосвязь между визуальным и абстрактным и тем самым открывают особый ракурс в исследовании человеческого мышления, который будет интересен, в частности, в исследованиях искусственного интеллекта. Ключевые слова: визуальное мышление, нейроэстетика, «точка зрения», Р. Арнхейм, В. Рамачандран, С. Зеки, Ф. Анкерсмит | 731 |