Поиск
Warning: Undefined array key "5807//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "5807//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "5807//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "5807//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "5807//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "5807//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "5807//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | В статье предложен подход к пониманию поздних заме ток Людвига Витгенштейна, касающихся восприятия цвета. В качестве основного контекста исследования логики понятий о цвете указывается на общее для работ позднего Витгенштейна различение внутренних и внешних отношений. Интерпретация основывается на зависимости между языковыми играми и особенностями восприятия цветов, отношении между цветовыми понятиями и суждениями о цвете различных вещей, опознании цвета как тождественного (проблема тождества цвета) и связи между логикой цветовых понятий и повседневным языком. Заметки Л. Витгенштейна о цвете структурируются в соответствии с данным контекстом. Особое внимание уделяется различным вариантам дальтонизма (от нарушения восприятия цвета до релятивизации цветовой логики в рамках языковых игр). Рассмотрена проблема значения относительно употребления цветовых понятий. Ключевые слова: цвет, цветовые понятия, тождественность, логика цвета, языковые игры, внутренние и внешние отношения | 1056 | ||||
2 | В статье рассматривается, как применение смарт-технологий влияет на образовательные и когнитивные процессы, как семиотически и эпистемологически представлены оценки роли смарт-технологий по отношению к феноменам образования и познания. Под смарт-технологиями авторы понимают современные, в своей основе информационные, технологии разнообразного профиля, главная задача которых – выполнение семиотически и эпистемологически функций субъекта, замены человека в различных сферах жизнедеятельности (там, где и насколько это максимально возможно). Авторы отмечают, что в процессе оценки роли смарт-технологий зачастую игнорируются одни критерии и преувеличивается роль и значение других. Если обобщить, то можно утверждать, что количественные критерии применения смарт-технологий превалируют над качественными, позволяя подменять таким образом существенные характеристики смарт-технологий менее значимыми (второстепенными), что порождает определенные неоправданные ожидания и эффекты. В частности, авторами проанализирован один из таких псевдоэффектов, что образовательная ситуация, когда учащийся находится в процессе изучения какой-либо дисциплины в рамках онлайн-обучения (смарт-технологии делают это возможным), начинает семиотически визуализироваться как эпистемологическая. Это обуславливается тем, что формат онлайн-обучения ставит человека перед необходимостью самостоятельно для себя «открывать» знания, не имея при этом соответствующей методологической подготовки и очной поддержки педагога. Проблема в том, что в большом количестве исследований эта ситуация рассматривается как определенное достижение, но, как показывает дальнейшая оценка результатов смарт-обучения, что справляются с этой ролью те учащиеся, чья методологическая подготовка уже связана с определенным методологическим «багажом». Тогда как большинство учащихся только ухудшают свои результаты обучения. Отмечается, что эпистемологически такая характеристика смарт-технологий, как функциональная замена субъекта, напрямую коррелируется с позицией ряда конструктивистских направлений в эпистемологии и когнитивных науках, согласно которым допускается «познание без субъекта». Сочетание обозначенных параметров применения смарт-технологий в образовании и эпистемологии позволяет ряду исследователей допустить вывод о возможности формирования смарт-образования и смарт-эпистемологии как «бессубъектных» способов освоения знания и познания. Показано, что такой сценарий допустим, если не разводить понятия «информация» и «знание», процессы познания и информирования. Демонстрируется, что при игнорировании этого требования сами понятия «знание», «познание» утрачивают свое значение, поскольку познание как процесс представляет собой способ соотношения знания и информации, который невозможен во внесубъектной форме. Делается вывод, что смарт-технологии в контексте применения их в образовании и эпистемологии необходимо рассматривать как дополнительный инструмент, чья функция может быть сведена к выполнению рутинных, но не эвристических, творческих основных действий, которые остаются приоритетом субъекта. Ключевые слова: смарт-технологии, эпистемология, образование, познание, субъект | 959 | ||||
3 | «Заметки о цвете» Витгенштейна посвящены исследованию логики (или грамматики) цвета. В нашей статье логика цвета (цветовых понятий) рассматривается в контексте различных редукционистских проектов – когда логические отношения сводятся к объективному определению цвета (проект Джонатана Вестфаля) или универсализируются в рамках определенной экспликации (таковой может выступать цветовой октаэдр и др.). Такие способы редукции при детальном рассмотрении показывают собственную несостоятельность. В данной статье мы прочитываем «Заметки о цвете» Витгенштейна как последовательную критику редукционистских проектов в исследовании отношений между цветовыми понятиями. В первом случае (в споре с Вестфалем) придерживаемся позиции Элейн Хорнер. При рассмотрении универсалистских редукций логики цвета подробно разбираем работу Габриэлы Мрас. В завершающей части статьи пытаемся показать обусловленность (на уровне исходных предпосылок) некоторых социологических и антропологических исследований цвета универсалистской тенденцией (кратко рассматриваются работы Уильяма Риверса и исследования Берлина-Кея). Здесь нашу статью можно рассматривать в качестве дополнительного комментария к работе Мартина Куша. Ключевые слова: цветовые понятия, логика (грамматика) цвета, языковые игры, феноменология, социология и антропология цвета | 996 | ||||
4 | Рассматривается подход У. Куайна к проблеме парадоксальных понятий в контексте их отношения к реальности. Проанализирован тезис У. Куайна о том, что парадоксы должны разрешаться именно в рамках той области теоретического знания, где они были сформулированы. Доказывается, что парадоксальность понятий, фигурирующих в различных теориях, должна связываться не с реальностью, а с особенностью словарей этих теорий. Выдвинута гипотеза, что предложения наблюдения, будучи посредниками между языком и реальностью, в ретроспективном анализе оказываются исходными пунктами появления парадоксальных понятий. Ключевые слова: парадоксы, онтология, предложения наблюдения, теории, универсум рассуждения, У. Куайн | 690 | ||||
5 | Рассматривается источник логических парадоксов, выявленных Б. Расселом в системе обоснования математики, предложенной Г. Фреге. Самореферентность выражений, предложенная Б. Расселом как объяснение возникновения парадоксов, рассматривается с точки зрения разработанной им простой и разветвленной теории типов. Обосновывается, что теория типов, предложенная Б. Расселом, основана на онтологических предпосылках. Онтологические предпосылки зависят от предпочтения семантическому перед синтаксическим подходом, который принимается Б. Расселом. Рассмотрены синтаксические подходы к логическому символизму, которые позволяют устранить парадоксы с точки зрения языка современной символической логики. Анализируется подход к решению парадоксов Л. Витгенштейна, который основан на синтаксическом подходе. Показано, что этот подход отличается от способов построения языка, принятых в современной логике. Ключевые слова: логические парадоксы, Б. Рассел, простая и разветвленная теория типов, семантический и синтаксический подходы к решению парадоксов, изобразительная теория предложений Л. Витгенштейна | 762 | ||||
6 | Данный текст является репликой на статью В. А. Ладова о платонизированной семантике Г. Фреге и о возможности решить с её помощью проблемы языкового значения. Анализируется критика такой семантики в работах Л. Витгенштейна. Высказывается сомнение, что подход Витгеншштейна может служить основанием для реабилитации новых подходов к семантике, основанных на представлении о реальности языкового значения. Ключевые слова: Фреге, Витгенштейн, Катц, смысл, значение, язык, семантика, предложение, скептицизм | 537 |