Поиск
Warning: Undefined array key "4962//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "4962//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "4962//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | В статье исследуется эстетическое положение новых элементов античности, введённых Петром I в область отечественной семиотики, в структуре национального культурного сознания, интерпретирующего заимствованный древний текст в ракурсе политических изменений. Античность, проявляющаяся в формах византийской модели, является субстратом русской духовной культуры, лингвистические параметры которой в национальной литературе допетровской эпохи задавались формулами произведений Восточных Отцов церкви, чьи труды переводились с греческого языка. Эпоха Петра Великого сочетает в пространстве отечественной эстетики сюжетные линии двух исторически сложившихся модусов античной культуры: Восточной (греческой) и Западной (латинской). Цель статьи – рассмотреть объединение двух античных парадигм в онтологии русской культуры при помощи эстетических категорий «прекрасное» и «безобразное». Исследование совершается на примере аутентичных текстов начала XVIII в., заключающих в себе описание торжественных врат, на основании филологического и герменевтического методов. Ключевые слова: Россия, Пётр Великий, текст античной культуры, семиотика, античная мифология, интерпретация, художественная форма, семантическое поле, эстетика | 781 | ||||
2 | В статье исследуется теоретическая область философской урбанистики на предмет её категориально-понятийного развития. Многочисленные культурные исследования исторического и современного текста урбанистики позволяют сделать вывод, что городское пространство в структуре цивилизации имеет свой собственный синергетический модус, т. е. способность генерировать культурную энергию и совершать её обмен с другими системами человеческого общества в процессе его эволюции. Подобное предположение позволяет выделить границы термина «урбанистика» в отдельную область философского исследования и сформулировать его в качестве многомерного семиотического объекта, обладающего сильным интерпретационным потенциалом. Положение урбанистики в философском ракурсе устанавливает сущностный подход к предметно-интеллектуальному уровню городского пространства, развивающего движение смысла в культурном тексте между формой и её значением. Одним из основных гносеологических инструментов философского познания является категориальный аппарат. Целью работы является возможность определить новые философско-теоретические направления в понятийно-терминологической системе урбанистики. Формулируется философская структура категориального аппарата урбанистики. Интеллектуальной моделью в системном строении категориальной иерархии служит субстанциальная философия Р. Декарта, раскрывающая бинарность мышления в системе познания, обусловленного понятиями res cogitans (вещь мысляшая) и res extensa (вещь протяжённая). В сюжетном движении философского подхода к урбанистике при включении герменевтического и диалектического методов приходим к следующим выводам: в генеральном категориальном выражении городской текст может быть представлен в двух формах – протяжённой, охватывающей пространство визуальной семиотики, и мыслящей, наделяющей непреходящими культурными значениями каждый элемент городской онтологии. Взаимосвязь двух указанных форм отражает диалектическое смысловое единство, образующее гипертекст городского пространства, и требует дальнейшего понятийного расширения в структуре философского исследования. Ключевые слова: городская структура, концептуальная модель, понятийно-категориальный аппарат, семиотика, субстанция, философская урбанистика | 1062 |