Поиск
Warning: Undefined array key "6494//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "6494//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "6494//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Статья посвящена особенностям представлений молодых ученых о науке в условиях трансформации социокультурной среды современных городов. В контексте реализации проектов «умных городов» важно рассматривать не только вопросы их технологического оснащения, но, в первую очередь, формирования особой социокультурной научной среды. Отмечено, что семиотические эффекты как самопрезентации науки в собственной среде, так и презентации и репрезентации этой сферы в обществе оказывают заметное влияние на формирование восприятия науки, в том числе в среде молодых ученых, которые в силу возраста остаются представителями определенной социальной группы, одновременно начиная осознанно идентифицировать себя как членов профессионального научного сообщества. Именно молодым ученым предстоит выстраивать «визуальную антропологию» и формировать будущее пространство современных городов. Отмечено, что важнейшую роль в формировании общественных представлений о науке играют каналы популяризации и научной коммуникации, развитие которых в последние годы позволяет говорить об особом коммуникационном пространстве, в котором происходит формирование представлений о науке молодых ученых. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в 2019 г. среди научной молодежи Центрального и Сибирского округов, выявившего, как наиболее молодая когорта научной молодежи (с 18 до 35 лет) «видит» науку, как воспринимает ее роль в своем жизненном пространстве, как характеризует имидж науки в России с точки зрения того, привлекателен ли ее образ или нет. Методология исследования носила политико-психологический характер и включала в себя формализованные интервью и метод неоконченных предложений. Материалы интервью были подвергнуты количественной обработке и качественному анализу. В соответствии с политико-психологическим подходом рассматривалось содержание представлений молодых ученых о науке, определялись их когнитивная сложность и эмоциональный знак. Исследование показало важность значимых суждений и стереотипов, а также мотивационных установок и профессиональных запросов данной группы в разрезе отдельных крупных отраслей научного знания. Важным показателем того, что молодые ученые разбираются в исследуемой сфере, стало то, что наука, инновации и технологии для молодых ученых – понятия разные, но близкие и связанные между собой, однако в целом образы науки предстают когнитивно бедными, в виде упрощенных образов. Сделан вывод о том, что формирование жизненного пространства «умного города» невозможно без развития человеческого капитала, серьезной работы с молодыми учеными (в т.ч. социогуманитариями), которые будут участвовать в формировании полноценной городской инфраструктуры знания в содержательном плане, развивать социокультурную роль науки как определенного вида специфической деятельности в формировании жизненной среды городов. Ключевые слова: «умный» город, наука, молодые ученые, социокультурный, политико-психологический подход | 781 | ||||
2 | В статье исследуются психологические и социально-политические особенности молодого поколения россиян, определяющие основные черты, пути и способы формирования гражданского самосознания молодежи. Категория «гражданское самосознание» понимается как комплекс ценностных, когнитивных, рефлексивных, мотивационных и эмоциональных особенностей личности, определяющих ее устойчивую и осознанную самоидентификацию в качестве гражданина и выражающихся в ее взаимоотношении с государством и обществом. Структурно-содержательные характеристики образа России в сознании молодежи даны с позиций теории политического восприятия и разработок политических психологов в области изучения политического сознания молодежи, различных положений теории идентичности в аспекте понимания гражданской идентичности как основы политического самоопределения индивида. Присущий современной молодежи образ России (комплекс представлений о ней как стране и государстве) исследуется в его визуальном измерении – через рисунки молодых людей, репрезентирующие их представления о России в виде изображений. В исследовании использована проективная рисуночная методика «Россия в виде дома», которая, как и любая другая подобная диагностическая техника, направлена на выявление глубинных и слабо осознаваемых особенностей восприятия окружающей действительности и себя в этом мире. Основное внимание уделено смысловому содержанию представленных в рисунках сюжетов, их символическому наполнению, эмоциональному знаку изображений. Обобщение данных осуществлялось по параметрам когнитивной сложности и конгруэнтности образов. Целевую группу исследования составили молодые российские граждане в возрасте от 15 до 30 лет в рамках трех возрастных групп: 15–17 лет, 18–23 лет, 24–30 лет. В ходе исследования было собрано и проанализировано 540 рисунков (по 180 рисунков респондентов каждой возрастной группы) в Москве и Санкт-Петербурге, в Краснодарском и Приморском краях, в Московской, Тверской, Липецкой, Омской областях, в республиках Крым и Северная Осетия – Алания (не менее 50 рисунков в каждом регионе). По результатам исследования выделены как общие тенденции восприятия страны, определяющие гражданскую идентичность молодежи, так и особенности образа России у разных возрастных групп в структуре молодого поколения. Выделены несколько взаимосвязанных направлений (контуров) структурирования образа своей страны, включающих в себя разные аспекты представлений о России молодых россиян: личностно-эмоциональный, властно-государственный, цивилизационный. Отмечено, что наибольшие сложности формирования гражданской идентичности проявляются у младшей возрастной группы исследуемых россиян. Рассмотрение образа страны в структуре гражданского самосознания молодежи на визуальных данных – материалах проективных рисунков – позволило подтвердить наличие зависимости гражданской идентичности от соотнесения молодыми людьми себя с воспринимаемой общностью – Россией как социокультурным и политическим образованием. Сделан вывод о том, что использование визуальных методов в исследованиях молодежи представляется перспективным в том числе в силу особого «клипового» характера восприятия ею социально-политической реальности и значительной роли визуальных средств в ее коммуникации в социальной среде и виртуальном пространстве. Ключевые слова: образ России, гражданское самосознание молодежи, поколение миллениалов (Y), поколение хоумлендеров (Z), гражданская идентичность, политико-психологический подход, визуальные методы | 1012 |