Поиск
Warning: Undefined array key "6587//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "6587//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | В статье рассматривается феномен кусканской школы живописи (одного из наиболее самобытных явлений культурной жизни не только стран Андского региона, но и всей Латинской Америки в колониальный период) как отражение мировоззрения индейцев колониального периода. Важность этих визуальных источников обусловлена тем, что они создавались самими индейцами, хотя и под контролем испанского клира с целью христианизации местного населения. Несмотря на значимость тематики и немалое количество посвященных ей исследований, многие аспекты проблемы еще не нашли исчерпывающего истолкования. Во многом это касается как раз идеологических и мировоззренческих аспектов. В связи с этим перед автором стояла задача рассмотреть полотна не с сугубо искусствоведческих, а с семиотических позиций: какие аспекты мировоззрения стоят за тем или иным символом и мотивом. Для решения этой задачи автор анализирует ряд живописных полотен школы Куско (наиболее перспективных с точки зрения целей исследования) с целью выявить содержащиеся в них мировоззренческие элементы, которые нашли отражение в образах, мотивах, цветопередаче. Проведение такого анализа невозможно без привлечения сравнительных данных из других источников по особенностям индейского мировоззрения, прежде всего письменных. Единовременность создания обеих групп источников позволяет проводить релевантные параллели относительно одних и тех же объектов исследования. В первую очередь для удобства и наглядности анализа автор проводит типологизацию мировоззренческих элементов по принципу происхождения. Традиционно их можно поделить на индейские, испано-христианские и смешанные. Автор также дает краткий обзор основных художественных традиций, оказавших влияние на становление школы (испанское барокко, индейские верования и элементы искусства и пр.). Анализ художественных и стилистических особенностей произведений с точки зрения их идеологического содержания позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, многие символы и мотивы школы Куско прямо восходят к индейским верованиям доиспанской эпохи. Во-вторых, многие эти символы и мотивы не являются эксплицитными, а считываются без особых затруднений. В-третьих, испано-христианские элементы носят во многом внешний, декларативный характер с рядом уступок по отношению к языческим мотивам. Все это говорит о том, что мировоззрение индейцев колониального периода было сложным и многогранным по своему составу. При этом важно отметить, что ни одна из мировоззренческих систем не предстает в своем исходном виде, что было вызвано драматическим процессом столкновения двух этих систем и созданием на их базе новой. Тем не менее, исходя из анализа полотен школы Куско, есть основания считать, что в этой мозаичной системе индейского мировоззрения доиспанские элементы могут считаться преобладающими. Все это свидетельствует о подлинном синтезе мировоззрений и о метисном характере самой школы Куско как культурного и социального явления. Ключевые слова: школа Куско, история и культура Перу, колониальный период, религия | 819 |